Как обеспечить детей от инета. Безопасность детей в интернете: простые, но важные правила. Операционная система и антивирус

Ко Дню защиты детей, который отмечается 1 июня, КВ подготовили 10 советов родителям, которые хотят обезопасить своих детей в интернете.

Что же делают дети в интернете? Давайте обратимся к результатам исследования Лаборатории Касперского , проведенного в 2016 году. Дети сегодня гораздо более зависимы от своих гаджетов. По результатам опроса, 44% детей в возрасте от 8 до 16 лет остаются онлайн постоянно. Что же касается США, то там эта цифра составляет 83%, в России еще больше – 88%.

Какие данные разглашают наши дети:

  • 40% детей разглашают конфиденциальные данные о себе или своей семье.
  • 57% из них используют в Сети свое настоящее имя
  • 47% вводят настоящий возраст
  • 40% указывают школу, в которой учатся
  • 14% детей приводят свой точный адрес проживания
  • 11% не скрывают, сколько зарабатывают их родители.
  • 31% детей использовали телефон для совершения финансовых операций онлайн (в том числе и для оплаты встроенных покупок в приложениях) и хотели бы сделать это снова.

Безопасность в интернете безусловно важна, поэтому КВ подготовили для родителей 10 советов.

Совет 1. Доверяйте своему ребенку, иначе технические средства будут бессильны!

Если по какой-то причине вы не можете доверять вашему ребенку или он не доверяет вам, все остальные советы можно уже не читать. Вы упустили воспитание. Ребенка нельзя держать в клетке. У вас это просто не получится. Все средства родительского контроля вспомогательные. Они просто помогают вам узнать, чем занят ваш ребенок.

Безусловно, вы сможете оградить его от тех или иных опасностей при использовании ПК или гаджетов. Но кто и что убережет его от похода к другу (подружке), в интернет-кафе? Там нет мамы и папы. И если он (она) не имеет собственных воспитательных тормозов, то ваш контроль будет бессилен.

Совет 2. Заведите отдельную учетную запись на ПК для вашего ребенка

Прежде чем говорить о родительском контроле, заведите ребенку отдельную учетную запись с правами обычного пользователя на вашем ПК.

Убедитесь, что ваша учетная запись (то ли общая для родителей, то ли отдельная для каждого из них защищена устойчивым паролем). Под устойчивым имеется ввиду пароль длиной не менее 8 символов, содержащий большие и маленькие буквы латинского алфавита, а также цифры или спецсимволы.

После этого вы сможете довольно легко задать расписание доступности вашего ПК для ребенка. То есть, например, в рабочие дни с 18-00 до 20-00 или в любое другое время, когда кто-то из взрослых будет дома.

Совет 3 Объясните ребенку, что не следует давать частной информации о себе без разрешения родителей

Ребенок не должен в интернете выкладывать следующие сведения:

  • Возраст
  • Номер телефона
  • Номер школы
  • Домашний адрес и прочие персональные данные

Убедитесь, что у него нет доступа к вашим банковским данным.

Научите ребенка использовать ники (прозвища) при использовании интернета. Анонимность – хороший способ защиты . Не выкладывайте фотографии ребенка в социальных сетях.

Совет 4. Не следует открывать письма электронной почты, файлы или web-страницы, полученные от людей, которые не знакомы или не внушают доверия

Научите его, как следует поступать при столкновении с подозрительным материалом, расскажите, что не нужно нажимать на ссылки в электронных сообщениях, полученные из неизвестных источников, открывать различные вложения.

Совет 5. Ребенок должен понять, что его виртуальный собеседник может выдавать себя за другого

Отсутствием возможности видеть и слышать других пользователей легко воспользоваться. И 10-летний друг вашего ребенка в реальности может оказаться злоумышленником. Поэтому запретите ребенку назначать встречи с виртуальными знакомыми.

Совет 6. Заведите ребенку его собственный адрес электронной почты

Научите вашего ребенка правильным способам аутентификации при работе с почтой. Постарайтесь заводить электронный адрес на почтовых серверах, использующих двухэтапную аутентификацию (Hotmail.com, Outlook.com, Gmail.com, Mail.ru, Yandex.ru).

Поясните ребенку, что в случае необходимости регистрации для прохождения игрушек лучше использовать специальный, игровой адрес. А еще лучше – специальный алиас к основному адресу. Это довольно легко как настраивается, так и удаляется на Hotmail.com или Outlook.com.

Постарайтесь, чтобы он регистрировался на таких серверах в вашем присутствии и не указывал свои реальные данные.

Совет 7. Поясните детям что не все что они видят или читают в интернете обязательно правда

Приучите их спрашивать вас, если вдруг они сомневаются в прочитанном.

Совет 8. Проведите беседу об интернет-этике

Не ссылайтесь на то, что вы никогда не увидите своего собеседника. Отсутствие возможности видеть и слышать собеседника - это не повод для хамства.

Совет 9. Контролируйте детей с помощью специального ПО родительского контроля

Да, безусловно, вы доверяете своему ребенку. Но все же учтите, что это все еще ребенок и вы, безусловно, должны его контролировать. Применяйте для этого специализированное программное обеспечение родительского контроля. Сегодня выбор такого ПО огромен. Безусловно, вы можете применять как бесплатное, так и платное ПО.

Совет 10. Не забывайте о том, что ваш ребенок - это личность!

Применяя ПО родительского контроля, легко скатиться в другую крайность и лишить ребенка права на ошибку. Учтите, ваш ребенок может легко обидеться на вас и обязательно так и будет, если поймет, что вы просто ему не доверяете. Поэтому обязательно обговаривайте ограничения вместе с ним, чтобы он понимал, почему вы делаете так, а не иначе.

Вообще, разговор о детской безопасности , на мой взгляд, требует не столько усилий специалистов по информационной безопасности, сколько простого разговора с ребенком. Ребенок должен понимать почему вы решились на принятие тех или иных правил.

Наиболее сложная задача, стоящая перед каждым из нас - это быть достойными папами и мамами, дедушками и бабушками. И если вы сами этому не научитесь, то никакой специалист по информационной безопасности и никакой психолог вас этому не научит.

Владимир Безмалый

Microsoft Security Trusted Advisor,

Не играй со спичками, не заговаривай с незнакомцами, будь внимательнее на пешеходном переходе... Зачастую нам кажется, что только внешний мир таит в себе серьезные угрозы, а уж дома-то ребенок в безопасности. Особенно если сидит за компьютером, а не бродит по квартире в поисках «чем бы заняться». Тем временем каждый выход в интернет сегодня можно сравнить с выходом в открытый космос. На вопросы о том, как помочь детям избежать реальных проблем в виртуальном мире, отвечает Роман Вераксич, эксперт в области безопасности McAfee, подразделения Intel Security.

— Не секрет, что Интернет создан взрослыми для взрослых. Руководствуясь этим принципом, в некоторых семьях на пользование сетью наложено безоговорочное табу. Может, это и есть панацея от онлайн-угроз?

— Убежден, что нет. Всемирная паутина — это пространство, изначально предназначенное для взрослых, но предоставляющее массу возможностей для обучения, развития, общения детям. Исключить его из жизни ребенка — значит ограничить его, тем самым только ухудшив ситуацию и превратив инструмент для получения информации и коммуникации в запретный плод.

Представьте, что возле вашего дома находится открытый водоем. Как вы поступите? Предположим, запретите детям к нему приближаться. А что может случиться, когда вас не будет рядом? Если ребенок оступится, когда друзья позовут купаться? Не лучше ли научить детей плавать? Так и с сетью. Мы создаем высококлассные продукты для антивирусной защиты, проводим серьезные исследования по выявлению онлайн-угроз и разрабатываем пути противодействия мошенникам, но четко осознаем, что основы безопасности закладываются в семье. Родители, которые доверяют своим детям, учат их и по-настоящему интересуются их жизнью, имеют на порядок меньше поводов для беспокойства.

— Перечислите основные виды онлайн-угроз. Чего нам следует опасаться в первую очередь?

— Их можно условно разделить на три группы. Первая объединяет угрозы, связанные с общением в Интернете, — это виртуальный террор, пропаганда жестокости, экстремизма и нетерпимости, сетевая педофилия, контакты с сетевыми мошенниками, «киберсуицид» или согласованные самоубийства и прочее. Вторая — нежелательный контент. К сожалению, он так многообразен, а порой чудовищен, что ограничение доступа к информации подобного рода принесло бы взрослым не меньшую пользу. Третья — вредоносные программы, а именно вирусы, фишинговые атаки, спам-боты, дропперы и т.д.

На мой взгляд, важно уделять внимание не только физической безопасности детей, но и их психологическому комфорту, так как моральное насилие может травмировать ребенка и пагубно повлиять на ход его дальнейшей жизни. По результатам исследования «Подростки за компьютером-2014: вопросы защиты личной информации, общения в социальных сетях и кибербуллинга», 87% юных интернет-пользователей стали свидетелями кибербуллинга, или запугивания и травли в сети. Для сравнения: в прошлом году с проявлениями жестокости в виртуальном общении столкнулись лишь 27% подростков .

— Расскажите о явлении кибербуллинга подробнее.

— Кибербуллинг — подростковый виртуальный террор, анонимное преследование, которое нередко приводит к реальным физическим столкновениям. По данным того же исследования, 72% из тех, кто признал себя объектом травли, назвал ее причиной внешность, 26% — национальность или вероисповедание, 22% — половую сферу. Свидетели кибербуллинга недооценивают эмоциональный эффект от происходящего и заявляют, что его итогом в большинстве случаев оказываются обида, злость или удаление аккаунта в социальных сетях. При этом почти четверть — 24% — опрошенных не знают, что им делать в случае, если они станут объектом оскорблений.

— Как защитить себя от подобных атак?

— Немаловажно научить ребенка не делиться информацией личного характера в сети, не публиковать конфиденциальные данные. Излишняя откровенность в Интернете чревата. При этом важно помнить, что персональные сведения могут стать доступными ненамеренно: используя функции автозаполнения, разрешая приложениям отслеживать местоположение, заполняя графы с указанием адреса и телефона, ребенок подвергает себя дополнительной опасности.

Контакт родителей с детьми — ключевой фактор, от которого зависит поведение подростка в виртуальной жизни. Родители должны ориентироваться в социальных сетях, знать, на каких сайтах и как проводят время их дети, а, кроме того, совершенствовать собственный уровень технической осведомленности. К примеру, в случае кибербуллинга именно родитель может обратить внимание на то, что эта форма преследования хорошо документируется, то есть оставляет в сети следы, которые при необходимости можно использовать в качестве доказательств.

Установка качественной антивирусной программы — одна из обязательных составляющих защиты от онлайн-угроз, при этом сегодня есть возможность обезопасить все цифровые устройства семьи, имеющие выход в Интернет, за один прием. В случае, если родители только планируют приобрести смартфон или планшет ребенку, можно выбрать устройства, на которые пробная версия подобного защитного приложения уже установлена.

— Бытует мнение, что юные геймеры обгоняют сверстников в вопросах компьютерной грамотности. Значит ли это, что сетевые атаки им не грозят?

— Отчасти это так. Подростки, увлеченные компьютерными играми, быстрее осваивают виртуальное пространство. Однако их подстерегает ряд специфических угроз, а именно: взлом игровых аккаунтов, пиратские сайты, наводненные вредоносными программами, фишинговые рассылки с зараженным вложением от имени известных разработчиков и т.д.

Правила поведения в сети для геймеров общеизвестны. Во-первых, уберечь свой игровой аккаунт. В этом помогут тщательно подобранный пароль и его своевременная замена, игнорирование писем с просьбой ввести пароль на указанном ресурсе под любым предлогом, персональный почтовый адрес для каждого персонажа, отказ от автозаполнения. Во-вторых, не скачивать игры с подозрительных площадок. И, в-третьих, установить качественный антивирус.

— Что еще можно предпринять, чтобы оградить себя от злоумышленников?

— Я бы предложил каждое ответное действие в сети сопровождать вопросом, адресованным самому себе: «Почему меня просят об этом, и зачем я это делаю?». Такая внутренняя бдительность позволит всегда оставаться начеку.

Повторю ключевые требования: не использовать GPS-сервисы для фиксации своего местоположения, активировать настройки конфиденциальности персональных данных, не делиться личной информацией, использовать антивирус, перепроверять IP-адреса магазинов и доменные имена сайтов и не забывать, что, пользуясь анонимностью, под видом приятного собеседника может скрываться кто угодно.

Родители, в свою очередь, должны понимать, что поведение детей в сети во многом отражает их истинные тревоги и потребности. Чутко и деликатно направлять ребенка, открыто обсуждать ситуации, которые могут возникнуть в Интернете, наконец, вместе изучать новые технологии и устанавливать антивирусные программы — ничто не будет лишним в обеспечении безопасности тех, кто бесценен.

Обсуждение

Мой ребенок тоже не вылазит из соц сетей, и мне кажется от этого никуда не деться. Нужно приспосабливаться и учить малыша пользоваться этими благами цивилизации. Интересный момент про отмечания место положения на картах в соц сетях и на прочих сайтах - я строго настрого запрещаю дочке это делать. Комментарии разрешаю писать только от Вконтакте.
За игры, сейчас они такие разные и в них можно общаться со сверстниками, так же как и на улице. Потому я не запрещаю, только отобрала несколько сайтов, на которых нормальные, не агрессивные игры скажем и пускай сидит ребенок. Вот Агарио скажем, нейтральная игрушка и развивает логику.

19.11.2015 20:19:51, Алена_Карпа

Комментировать статью "Безопасность ребенка в Интернете: 3 типа онлайн-угроз"

Безопасность ребенка в Интернете: 3 типа онлайн - угроз. Тем временем каждый выход в интернет сегодня можно сравнить с выходом в открытый космос. На вопросы о том, как помочь детям К сожалению, он так многообразен, а порой чудовищен...

Расскажите детям о безопасности в Интернете. Телефон: 8-800-2000-122. Звонок с любого телефонного номера, в том числе мобильного, - бесплатный, звонить можно в любое время суток. Безопасность ребенка в Интернете: 3 типа онлайн - угроз.

Безопасность ребенка в Интернете: 3 типа онлайн - угроз. закрыть доступ в интернет с телефона. Кто-нибудь придумал решение такого вопроса? -Ограничение доступа в ВК и прочая ловля покемонов с телефона -Возможность видеть геолокацию ребенка.

Зарабатывание денег в Интернете ребёнком.. Каникулы, досуг. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный На моем ребенке сработало, но ситуация была немного другая. Онлайн -игрушка, можно играть бесплатно, можно платно.

Оскорбление и угрозы по телефону. Отношения с родителями. Ребенок от 7 до 10. Меня оскорбил по телефону отец одноклассника моего сына. Проблема давнишняя - его сын терроризирует всех детей в классе.

Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе Итак, якобы по инициативе Совета Федерации в школах России проводится "Единый урок безопасности в сети интернет ". Детская безопасность в Интернете...

Посоветуйте простой телефон ребенку.. Телефоны и мобильная связь. Бытовая и компьютерная техника. Выбор и покупка компьютеров, бытовой техники, обсуждение моделей, характеристик: ноутбук, смартфон, пылесос, холодильник, посудомоечная машина, СВЧ, мультиварка, духовка...

Отношения с другими детьми. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и Прошу разобраться в ситуации и сообщить мне в письменном виде в установленные сроки, почему мой сын оказался без...

Безопасность ребенка в Интернете: 3 типа онлайн - угроз. Чем опасен интернет? Он необходим собственно. Кстати в школе у нас сотовая связь не работает. я надеюсь вы пошутили? купить ребенку телефон с интернетом, что б он решения задач в интернете мог...

Где разместить информацию о мошенниках?. Черный список. Зарубежный интернет -шопинг. Покупка товаров в заграничных Интернет -магазинах: выбор, оплата, доставка, акции и спецпредложения.

Сложная ситуация в саду. Родительский опыт. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Раздел: Игрушки и игры (батут опасность для детей). Прыжки на батуте для детей и взрослых.

" Опасности Интернета " - именно так можно определить основную тему публикаций, касающихся Всемирной паутины: мол, подростки из Кто-то считает это вполне естественным, кто-то возмущается: мол, раньше-то школьники мыли классы сами - считалось, что так детей...

Но ребенок не опасен для окружающих, ибо через покусы, слюну ВИЧ не передаётся. Опасен контакт с его кровью, если её много и у контактирующего тоже раны. Скажем, во время операции или аварии такое может произойти. Да и то на терапии концентрация вируса в крови маленькая...

Заявление на школьного хулигана. Над ребенком в классе издевается одноклассник. Мальчик с явными психическими отклонениями. Издевается он не только над моим сыном, но и другим ребятами тоже. Кроме того, много чего в самой школе делает нехорошего, ломает мебель...

Недавно обнаружила, что дочь знакомится и переписывается в Интернете. Есть даже сайты знакомств для подростков. Меня это очень сильно беспокоит, так как гарантии, что там подростки, а не взрослые дядьки-извращенцы, никакой.

Если ребенок изначально адекватен,то никаких сдвигов по фазе(некоторые называют это развращением) в ту или иную сторону не произойдет. Отрезать телефон, интернет, друзей, школу? А опасности, связанные с аниме- не очень понятны родителям и непонятно, что...

Про детей в Интернете. Хобби, увлечения, досуг. Ребенок от 7 до 10. Пока у дочери заблокирован весь интернет, кроме одного-единственного детского сайта, где всякие раскраски и т.п. Но, блин, ей этого уже мало (ну, например, нет нужных ей картинок с Винкс, или ей что-то...

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое И плюс полное непонимание со стороны мужа - типа какая разница - вот мы сейчас живем на 8 этаже и тьфу - тьфу - все ОК.

бисептол. Лекарственные препараты. Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. Кстати, моему ребенку эта же участковая не рекомендовала бисептол ни разу, хотя у меня дочь. Но я не педиатр и могу чего-то не знать.

ТЕМА: БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Компьютер в наше время стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Использование Интернета в школах и дома расширяет информационное образовательное пространство обучающего и позволяет повысить эффективность обучения. Доступ учащихся к информационным ресурсам сети Интернет дает возможность школьникам пользоваться основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, выполнять домашние задания, самостоятельно обучаться. Благодаря таким ресурсам у школьников появляется возможность узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах, и принимать в них активное участие. Однако Интернет является не только прекрасным инструментом обучения и развлечения, но и таит в себе реальную опасность. Нужно лишь знать и всегда помнить, что при использовании Интернета дети могут столкнуться как с угрозой безопасности их компьютера, так и с угрозой их собственной безопасности.

Что же делать? Не подпускать ребенка к компьютеру? Запреты – это не выход. Учителя и родители, считаю, что детей надо готовить к Интернету, так же как к реальной жизни. Невозможно представить себе современного успешного человека, не владеющего компьютерной грамотностью и не умеющего пользоваться сервисами Интернета.

Мы ведь все учим детей не разговаривать с незнакомцами, соблюдать правила уличного движения, правила общения и т.д. И в Интернете, и в реальной жизни есть отрицательные стороны, есть что-то, чего нужно избегать, и есть то, без чего в современном мире уже не обойтись.

Преодолеть нежелательное воздействие компьютера можно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников. Наша задача сегодня – обеспечение безопасности детей, не способных иногда правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают. Цель: формирование информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности школьников.

Что такое информационная безопасность в сети Интернет?

Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью.
Темпы информатизации оказались столь быстрыми, что и семья и школа оказались не готовы к угрозам нового типа, методы борьбы с которыми еще только разрабатываются.
Какие же опасности ждут школьника в сети? Это:
1. Сайты порнографической направленности;
2. Сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм.
3. Депрессивные молодежные течения. Ребенок может поверить, что шрамы – лучшее украшение, а суицид – всего лишь способ избавления от проблем.
4. Наркотики. Интернет пестрит новостями о "пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления "зелья”.
5. Сайты знакомств. Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, "убивает” коммуникативные навыки подростка.
6. Секты. Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам "проникнуть в мысли” и повлиять на взгляды на мир.
Это далеко ни весь список угроз сети Интернет. Любой школьник может попасть на такие сайты случайно: кликнув по всплывшему баннеру или перейдя по ссылке. Есть дети, которые ищут подобную информацию специально, и естественно, находят. Кроме этого, появились психологические отклонения, такие как компьютерная и Интернет – зависимости, игромания (зависимость от компьютерных игр).
Чтобы преодолеть негативное воздействие сети Интернет на детей, в школе должна проводиться целенаправленная воспитательная работа учителей совместно с родителями. Должна быть выработана единая стратегия безопасности, возможно даже своеобразный кодекс.
Направления воспитательной работы при этом можно сохранить традиционные:
1. Работа с педагогическим коллективом.
2. Работа с учащимися
3. Работа с родителями.
Работа с учителями может вестись в форме семинаров, мастер – классов, круглых столов. В первую очередь, учителя должны понимать, что существует проблема информационной безопасности личности в сети Интернет, знать о нежелательном контенте, о том, как с ним бороться, о видах и формах информационно - психологического воздействия и методах защиты от него, правилах и нормах сетевого этикета, видах девиантного поведения детей и методах работы по их устранению. Многие школьники, общаясь в сети Интернет, даже не задумываются о том, что существует целый свод правил для общения и безопасности (в принципе, похожих на те, которыми мы пользуемся в жизни). Ведь ни один школьник не будет рассказывать незнакомому на улице личную информацию о себе, между тем, в сети Интернет это считается абсолютно нормальным. Дети могут написать свой адрес и телефон, сведения о родителях, не всегда задумываясь о целесообразности своих действий. Кажущаяся анонимность и безопасность часто провоцирует школьников на поступки, на которые в реальном мире они бы не решились. Этим пользуются различные преступники. Воспитывать культуру поведения в сети Интернет необходимо начиная с раннего детства. Простые беседы о том, как можно, а как нельзя себя вести, какие последствия бывают за те или иные действия, инструкции по безопасности в сети в наше время просто необходимы школьникам. Полезно создать в школе «Совет по Интернет – безопасности», в рамках которого учащиеся будут изучать и создавать проекты по данной тематике, проводить доклады и заседания. Это позволит воспитать в школьниках ни только культуру общения в сети, но и привить нравственность, ответственность за использование и передачу информации.
Воспитательная работа с учащимися должна вестись в зависимости от возрастных особенностей: это начальные классы(2-4 класс), средние (5-9 класс) и старшие (10-12 класс).
В начальных классах – в виде сказок, игр; в средних классах – в виде бесед, ролевых игр, диспутов, тренингов; в старших классах – в виде проектов, выпуска стенгазет, участие в акциях, конкурсах.

Ежегодно в нашей школе проходит традиционная неделя безопасности в сети Интернет. Программа, посвященная этой неделе, включает себе ряд мероприятий, направленных на обучение педагогов, родителей и детей правилам безопасности пользования интернетом. Это классные часы, выпускаются листовки с памятками для учащихся, проводится онлайн-тестирование. Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие во всероссийской акции «Час кода».

Причем формирование навыков информационной безопасности и культуры должно осуществляться ни только на уроках информатики, но и на других предметах (например, обществознания, права, ОБЖ, классных часах и т.д.). Возможные формы работы: анкетирование на предмет Интернет – зависимости с последующим анализом (9-11 классы); моделирование ситуаций, тренинги, ролевые игры; беседы со школьниками по вопросам Интернет-безопасности, угроз сети Интернет; оформление стендов в кабинетах; публикации на сайте школы, школьной в газете; выполнение и защита тематических проектов; выступления старшеклассников перед учащимися среднего звена; участие в конкурсах, акциях в рамках безопасного Интернета.
Во всех школах с нежелательным контентом борются путем блокирования. Но ни одна блокировка не является 100%-но надежной. Поэтому важно выработать в школьниках позицию «Заметил – сообщил учителю или родителям», а также приучать школьников к правилу «Кликай умно – кликай безопасно».
Достичь высоких результатов в воспитании невозможно без привлечения родителей. Очень часто родители не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергается школьник, находящийся в сети Интернет. Некоторые из них считают, что ненормированное «сидение» ребенка в сети лучше, чем прогулки в сомнительных компаниях. Родители с ранних лет обучая ребенка основам безопасности дома и на улице, как вести себя с незнакомыми людьми, что можно говорить, а что нет, между тем «выпуская» его в Интернет не представляют себе, что точно также нужно обучить его основам безопасности в сети. Ребенок абсолютно беззащитен перед потоком информации, сваливающейся на него из сети. Наша задача выработать в нем критическое мышление.
С родителями необходимо вести постоянную разъяснительную работу, т.к. без понимания родителями данной проблемы невозможно ее устранить силами только учителей. Формы работы с родителями могут быть разнообразны: выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы, информация на сайте школы, встречи со специалистами, семинарские занятия. Должны быть разработаны специальные методические рекомендации для родителей по обеспечению информационной безопасности семьи. Они должны содержать классификацию Интернет угроз, рекомендации по обеспечению безопасности ребенка в сети Интернет дома (в зоне ответственности родителей).
Комплексное решение поставленной задачи со стороны семьи и школы позволит значительно сократить риски причинения различного рода ущерба ребенку со стороны средств ИКТ. Поэтому обеспечение информационной безопасности и воспитание информационной культуры должно стать приоритетным направлением работы нашей школы.

Как сделать прогулки ребенка в Интернете более безопасными?

Для лучшего взаимопонимания и устранения возможных недоразумений, лучше сразу расставить все точки над «и», установить некоторые ограничения для самостоятельного выхода в Интернет. Обсудите это с детьми, чтобы они понимали необходимость подобных запретов , тогда вместе они обязательно смогут сделать прогулки ребенка в Сети наиболее безопасными.

Какие же советы мы, педагоги, можем дать родителям, по безопасному использованию Интернета.

в Интернет.

Правило 1. Родители должны внимательно относиться к действиям детей в «мировой паутине»:

Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Нужно стараться активно участвовать в общении ребенка с Интернет, особенно на этапе освоения.

Беседовать с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернет и как вовремя предупредить угрозы.

Правило 2. Информировать ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть:

Объяснить ребенку, что в Интернете как в жизни встречаются и «хорошие», и «плохие» люди. Объяснить, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям.

Научить ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с помощью взрослого.

Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путём отправки sms, – во избежание потери денег.

Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться Ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.

Правило 3. Выбрать удобную форму контроля пребывания ребенка в Сети:

Установить на компьютер необходимое программное обеспечение – решение родительского контроля, антивирус Касперского или DoctorWeb.

Если ребенок – учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничить время пребывания ребенка в Интернете.

Если компьютер используется всеми членами семьи, установить его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.

Создать разные учетные записи на Вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить личные данные.

Регулярно отслеживать ресурсы, которые посещает ребенок. Простые настройки компьютера позволят быть в курсе того, какую информацию просматривал ребенок.

Правило 4. Регулярно повышать уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей:

Использовать удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами.

Знакомить всех членов семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете.

Для организации безопасного доступа к сети Интернет в нашей школе созданы следующие условия:

    В образовательном учреждении разработаны и утверждены:

    ПОЛОЖЕНИЕ о сайте государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы-интернат №13, г.Уфа;

    ПОЛОЖЕНИЕ об электронном журнале успеваемости/электронном дневнике учащегося;

    Оформлена папка документов;

    Установлена специальная система фильтрации.

    На официальном сайте школы планируется создание разделы для обучающихся «Правила безопасности в сети Интернет» и для родителей «Опасность Интернета».

Формирование информационной культуры и безопасности – процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющий информационные ресурсы во всем мире. На сегодняшний день безопасность детей в сети в Интернет очень важна. Сделать их пребывание более безопасным, научить их ориентироваться – важная задача педагогов и родителей!

Спасибо за внимание!

Комплексное воспитание культуры поведения и информационной безопасности в сети интернет

Сегодня сложно себе представить ребёнка, который не является активным пользователем интернета. Год за годом мы наблюдаем, как российские интернет-пользователи становятся моложе. Дети нашего времени развиваются в мире, который намного отличается от мира, в котором выросли их папа и мама. Одним из главнейших факторов развития современного ребёнка становится среда информационных технологий, где интернет занимает ведущее место. Однако наряду со всеми преимуществами информатизации нашего мира, интернет несёт в себе немалую опасность для подрастающего поколения. И маленькие дети, и подростки не могут сполна оценить все риски, с которыми они сталкиваются при вхождении в онлайн-среду. С помощью наших советов, разъяснений и рекомендаций вы сделаете пребывание вашего ребёнка во всемирной паутине безопасным и полезным.

Интернет-риски

Вспомните случаи, когда ваш ребёнок «сидит в интернете». Наверняка ли вы знаете, чем он занимается, с кем он общается?

«Это интересно. Исследование, проведённое в , показало, что, хоть и многие папы и мамы предоставляли детям информацию о необходимости безопасно пользоваться интернетом и рассказывали о правилах такого пользования, всё же меньшая часть родителей отслеживает занятия детей в интернете. Большинство детей заявило, что они не спрашивают разрешения родителей о пользовании интернетом, а также поводят время в сети без ограничений».

Часто родители думают, что интернет не несёт никакой опасности детям. Компьютер родители воспринимают как новое современное средство обучения. Они считают, что если ребёнок дома, то нет никакой надобности беспокоится о них. Однако не во всех случаях это так. Родителям необходимо быть в курсе дел своего ребёнка в интернете - наравне с интересом к другим сферам его деятельности.

Опасности в интернете

  • вредоносные программы
  • кибермошенничество
  • социальные сети
  • блоги
  • содержание контента
  • интернет-зависимость

Вредоносные программы

Вредоносные программы - это разнообразное программное обеспечение, умышленно созданное для нанесения вреда электронным устройствам или похищения информационных ресурсов, данных. Это вирусы, «троянские кони», «черви», «боты», программы слежки и. т. д. Вредоносные программы, попадая на , способствуют снижению скорости при обмене данными, а также используют ваш компьютер как базу для распространения своих вредоносных данных. Они могут использовать ваш e-mail или профиль социальной сети как разносчика спама («мусора»). Такие опасные файлы могут попадать на ваш компьютер следующим путём:

  • посредством посещения сомнительных веб-сайтов и скачанных с них файлов
  • из электронной почты через полученный спам
  • при помощи электронных носителей (CD, флешек).

Помогите ребёнку предупредить появление опасных программ на компьютере:

  1. Установите антивирусник. Антивирусные программы помогут уберечь ваш компьютер от сомнительных файлов, а специальные почтовые фильтры предотвратят попадание спама на электронную почту. Такие программы останавливают вредоносные атаки.
  2. Устанавливайте надёжные программы. Объясните ребёнку, что лицензионное программное обеспечение или программы из проверенных источников не наносят вреда компьютеру, в отличие от установки «пиратских» программ.
  3. Не открывайте приложенные файлы. Научите ребёнка не открывать вложения, присланные с неизвестных адресов электронной почты: они нередко бывают вирусами.
  4. Обновляйте антивирус. А лучше установите автообновление.
  5. Проверяйте компьютер на наличие вирусов. Сканируйте чаще, не реже раза в неделю.
  6. Резервируйте. Научите детей делать дополнительные копии нужных файлов.
  7. Обратите внимание на пароли. Учите детей создавать сложные уникальные пароли к входу в электронный почтовый ящик или социальную сеть, а также периодически менять их. Расскажите, что пароль не нужно никому сообщать. Если же он стал известен - нужно поменять.
  8. Чужие устройства. Расскажите ребёнку, что если он использовал чужой компьютер (планшет, смартфон) для просмотра своей странички в социальной сети, то должен обязательно выходить из аккаунта по окончанию работы. Нельзя на чужих устройствах сохранять пароли - это могут использовать злоумышленники.

Кибермошенничество

Одним из опасных видов преступлений является кибермошенничество - хищение личной важной информации интернет-пользователя: пароли, коды, данные паспорта и банковских карт и т. д. Смс, отправленное для подтверждения скачивания / песни / программы /мелодии звонка / книги, может стать причиной снятия с телефона немалой суммы. Это можно заметить, если вы только выделили средства для пополнения счёта телефонного номера вашего ребёнка, а он тут же подходит с сообщением, что денег на разговоры уже не осталось. В таком случае, нужно ребёнка научить быть осторожным с кибермошенничеством:

  1. Информируйте. Объясните ребёнку, что сегодня в сети очень много случаев мошенничества, приведите примеры. Обсуждайте вместе, стоит ли пользоваться теми или иными услугами в сети, особенно если они платные.
  2. Разберите ситуацию. Если инцидент произошёл, выясните у ребёнка, какой сайт он посещал, куда он нажимал, что хотел, какие сообщения читал и т. д. Постарайтесь восстановить всю цепочку действий ребёнка, всё сохраните: это может пригодиться.
  3. Следите за банковскими картами. иметь свободный доступ к платёжным картам родителей: так он не сможет самостоятельно совершать покупки в интернете.
  4. Проверьте надёжность. Если вы с ребёнком решили приобрести товар / услугу, то убедитесь в безопасности выбранного ресурса (интернет-магазина): проверьте наличие реквизитов, почитайте правила и отзывы.


Социальные сети

Дети сегодня пользуются как социальными сетями, предназначенными для детей (Смешарики - «Шарарам»), так и предназначенными для взрослых (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, YouTube, Twitter). Заведя аккаунт в соцсети, дети могут общаться как с одноклассниками и близкими друзьями, так и с людьми, проживающими в разных странах.

Доступная информация является уязвимой. Каким образом? Например, появлением кибербуллинга или груминга .

Кибербуллинг представляет собой появление сообщений в социальных сетях, содержащих угрозы, оскорбления, запугивание или травлю. Есть случаи, когда чью-то страницу могут взломать, разместив на ней негативный контент, унижающий и оскорбляющий человека.

Вероятность встреч с незнакомыми людьми и грумминг - ещё одна опасность использования социальных сетей. Добавляя в друзья совершенно незнакомых людей и общаясь с ними, ребёнок подвергает себя опасности. Наивный малыш может разгласить информацию о себе и своей семье, подвергнуться давлению, вымогательству и шантажу. Нередки случаи, когда, представляясь сверстником в онлайн-чате, злоумышленник настаивает на личной встрече, которая может обернуться для ребёнка насилием или даже похищением.

Родителям следует просвещать ребёнка по безопасному использованию сайтов социальных сетей:

  1. Интересуйтесь виртуальными друзьями ребёнка. Узнайте, нет ли среди его «друзей» сомнительных личностей, которые причиняют беспокойство ребёнку. Не паникуйте. Скажите ребёнку, что о таком необходимо рассказывать, и что родители помогут справиться с появившейся проблемой.
  2. Создайте правила. Как только ваши дети станут самостоятельными при пользовании интернетом, объясните их несложные правила: можно ли им заводить аккаунты с социальных сетях, кого они в таком случаем могут принимать в друзья, сколько времени им уделять на такое виртуальное общение и т. д. В случае несоблюдения правил - удалите страницу из сети самостоятельно или обратившись к администратору.
  3. Обращайте внимание на возраст. Обратите внимание на то, что большая часть социальных сетей не допускает участия в них детей, не достигших 13-14-летнего возраста.
  4. Следите за контентом. Каждая социальная сеть имеет правила пользования и ограничения относительно содержания публикаций. Обычно, это контент оскорбительного характера и т. п. Ознакомьтесь с ребёнком с этими правила и следите, чтобы юный пользователь интернета их не нарушал. Возьмите в привычку время от времени просматривать страничку вашего ребёнка.
  5. Запрет на встречи. Запретите ребёнку лично встречаться с кем-то, с кем они познакомились в сети. Объясните реальную угрозу таких встреч. А лучше - взять за правило не принимать незнакомцев в друзья. Пусть дети общаются в виртуальном мире с реально знакомыми людьми.
  6. Лучше псевдоним. Расскажите ребёнку, что лучше не разглашать настоящее имя и фамилия, а придумать псевдоним.
  7. Отслеживайте группы. Смотрите, в какие сообщества и группы присоединяется ваш ребёнок, и какого рода информация там проходит.
  8. Следите за фото. Нередко фотографии, которые выкладывает ребёнок в интернет, могут стать источником дополнительной информации о вашей семье. Попросите ребёнка не публиковать фото, из которого можно почерпнуть такую информацию.
  9. Сдерживаем эмоции. Следите, чтобы ребёнок не был слишком эмоционален в социальных сетях. Злоумышленники обращают внимание именно на эмоционально неустойчивых детей.
  10. Интернет-угрозы. Поддерживая доверительные отношения с ребёнком, узнавайте от него, не поступают ли в социальных сетях в его адрес угрозы или сообщения оскорбительного характера. При наличии таковых, вовремя примите меры.

Блоги

Ведение блогов, иными словами «сетевых дневников», очень популярно . Многие из них ведут блоги втайне родителей. Если же ваш ребёнок является автором блога, то необходимо проследить, чтобы юный автор не слишком много выкладывал в сеть информации личного характера о себе и семье. Избежать проблем поможет следование рекомендациям:

  1. Предварительный просмотр. Родителям следует предварительно посмотреть содержание того, что собирается публиковать в блоге ваш сын или дочь, и только после этого одобрять или нет публикацию.
  2. Адекватна ли информация? Если да, то право на жизнь у такой статьи (фотоподборки) есть.
  3. Проверяем блог. Время от времени знакомьтесь с содержанием блога ребёнка, читайте комментарии.
  4. Мониторим. Сделайте подборку лучших блогов и продемонстрируйте ребёнку хороший вариант при возникновении какой-то проблемы.

Контент

Что такое «контентные риски»? Это присутствие в интернете материалов противозаконного, неэтичного и иного вредоносного характера. Такие материалы могут быть представлены текстами, изображениями, звуковыми и видеофайлами, ссылками и баннерами на посторонние сайты и т. д. Сегодня вся всемирная сеть – это рискованное пространство. Несовершеннолетний гражданин может столкнуться с порнографическим контентом, призывами использованию и приобретению наркотиков, призывами к участию в экстремистских действиях. Такой контент может нанести сознанию детей и подростков, изменить их ценностные ориентации. Особенно опасными считаются сайты, где представлены способы причинения вреда людям, боли, методы похудения, самоубийства, применения наркотических веществ, сайты человеконенавистнических и экстремистских организаций, порнографические сайты.

Чтобы предупредить влияние контентных рисков, родителям следует обращать внимание на следующее:

  1. Ограничиваем доступ. Сегодня есть программное обеспечение, ограничивающее доступ несовершеннолетней аудитории к сомнительному контенту. Воспользуйтесь соответствующими функциями вашей антивирусной программы или установите программу родительского контроля. В поисковых системах активируйте функцию безопасного поиска.
  2. Следим за активностью в сети. Просмотр истории посещения сайтов и поисковых запросов позволит оставаться уверенным в безопасности контента.
  3. Объясняем. Беседуйте с детьми на предмет того, что далеко не всё, что находится в интернете, - правда, добродетель и польза. Учите их самостоятельно фильтровать информацию, увиденную в интернете.

Интернет-зависимость

Актуальной проблемой с 1996 года является интернет-зависимость, которая представляет собой острое желание войти в интернет во время его отсутствия. Такое состояние , хотя и не разрушает его прямым способом. Интернет-зависимость схожа с зависимостью от азартных игр. Она также характеризуется потерей ощущения времени, неумением вовремя остановиться, отрывом от реальности, раздражительностью и отчаянием по причине отсутствия возможности выхода в интернет.

«Полезно знать. Более 90% интернет-зависимых пользователей используют сервисы, связанные с общением».

Как быть, если вы заметили у ребёнка такие симптомы?

  1. Наладьте контакт. Узнайте, что ребёнку интересно и что его беспокоит.
  2. Не запрещайте интернет. Но установите нормы использования.
  3. Один компьютер. Пусть к интернету будет подключен один компьютер – так легче будет отследить деятельность ребёнка в сети. В других устройствах интернет необходимо убрать.
  4. Учите ребёнка управлению временем. Так он осознает вред бездумной траты времени в интернете.
  5. Альтернатива. Предложите ребёнку интересное занятие, и тогда у него не будет времени на времяпрепровождение у компьютера / планшета / смартфона.
  6. Обсуждайте. Поговорите с ребёнком на тему, почему он не может обходиться без интернета. Дайте понять, что ничего не случится, ели он на какое –то время покинет сеть.
  7. Следуйте нашим советам – так вы сможете сделать пребывание ваших детей в интернете безопасным и научите их медиаграмотности.

Google: Мы сотрудничаем с российскими и международными организациями, которые занимаются проблемами детской безопасности в Интернете. В этом разделе представлены практические рекомендации о том, как помочь юным пользователям оставаться в безопасности в киберпространстве и избежать существующих рисков.

  • Нежелательный контент
  • Интернет-знакомства
  • Кибербуллинг
  • Кибермошенничество
  • Интернет- и игровая зависимость
  • Вредоносные программы
  • Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками
  • Линия помощи “Дети Онлайн”
  • Как защитить ребенка от нежелательного контента в Интернете
Контентные риски - это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.

Как помочь ребенку избежать столкновения с нежелательным контентом:

  • Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода;
  • Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
  • Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами;
  • Включите программы родительского контроля и безопасного поиска, которые помогут оградить ребенка от нежелательного контента;
  • Постоянно объясняйте ребенку правила безопасности в Сети;
Тем не менее помните, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую может быть гораздо конструктивнее, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента.
  • Используйте специальные настройки безопасности (инструменты родительского контроля, настройки безопасного поиска и другое).
  • Выработайте «семейные правила» использования Интернета. Ориентируясь на них, ребенок будет знать, как поступать при столкновении с негативным контентом.
  • Будьте в курсе того, что ваш ребенок делает в Интернете. Чаще беседуйте с ребенком о том, что он делает в Сети.
Как научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете

Общение в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др.

Даже если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в Интернете и др. В других случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы. Специалисты используют специальный термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.

Предупреждение груминга:

  • Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются;
  • Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;
  • Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу;
  • Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу;
  • Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.
Объясните ребенку основные правила поведения в Сети:
  • Нельзя делиться с виртуальными знакомыми персональной информацией, а встречаться с ними в реальной жизни следует только под наблюдением родителей.
  • Если интернет-общение становится негативным – такое общение следует прервать и не возобновлять.

Как избежать кибербуллинга

Кибербуллинг – преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.

Предупреждение кибербуллинга:

  • Объясните детям, что при общении в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости так же неприятно, как и слышать;
  • Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем;
  • Если ребенок стал жертвой буллинга, помогите ему найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички;
  • Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз;
  • Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.
Как защититься от кибербуллинга:
  • Не провоцировать. Общаться в Интернете следует этично и корректно. Если кто-то начинает оскорблять ребенка в Интернете – необходимо порекомендовать уйти с такого ресурса и поискать более удобную площадку.
  • Если по электронной почте или другим э-каналам кто-то направляет ребенку угрозы и оскорбления – лучше всего сменить электронные контакты (завести новый email, Skype, ICQ, новый номер мобильного телефона).
  • Если кто-то выложил в Интернете сцену киберунижения ребенка, необходимо сообщить об этом администрации ресурса. Можно также обратиться на горячую линию. Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и тем более не всегда знают, как ее предотвратить.

Вот на что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:
  • Беспокойное поведение. Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.
  • Неприязнь к Интернету. Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
  • Нервозность при получении новых сообщений. Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.
  • Как научить ребенка быть осторожным в Сети и не стать жертвой интернет-мошенников
Кибермошенничество – один из видов киберпреступления, целью которого является причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и другое)

Предупреждение кибермошенничества:

  • Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;
  • Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных;
  • Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности и, если ваш ребенок уже совершает онлайн-покупки самостоятельно, объясните ему простые правила безопасности:
  • Ознакомьтесь с отзывами покупателей
  • Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина
  • Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs)
  • Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек
  • Сравните цены в разных интернет-магазинах.
  • Позвоните в справочную магазина
  • Обратите внимание на правила интернет-магазина
  • Выясните, сколько точно вам придется заплатить
  • Объясните ребенку, что нельзя отправлять слишком много информации о себе при совершении интернет-покупок: данные счетов, пароли, домашние адреса и номера телефонов. Помните, что никогда администратор или модератор сайта не потребует полные данные вашего счета, пароли и пин-коды. Если кто-то запрашивает подобные данные, будьте бдительны – скорее всего, это мошенники.
Как распознать интернет- и игровую зависимость
Сегодня в России все более актуальны проблемы так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, виртуальная аддикция) и зависимости от компьютерных игр («геймерство»). Первыми с ними столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн.

Как выявить признаки интернет-зависимости у ребенка:

  • Оцените, сколько времени ребенок проводит в Сети, не пренебрегает ли он из-за работы за компьютером своими домашними обязанностями, выполнением уроков, сном, полноценным питанием, прогулками.
  • Поговорите с ребенком о том, чем он занимается в Интернете. Социальные сети создают иллюзию полной занятости – чем больше ребенок общается, тем больше у него друзей, тем больший объем информации ему нужно охватить – ответить на все сообщения, проследить за всеми событиями, показать себя. Выясните, поддерживается ли интерес вашего ребенка реальными увлечениями, или же он просто старается ничего не пропустить и следит за обновлениями ради самого процесса. Постарайтесь узнать, насколько важно для ребенка общение в Сети и не заменяет ли оно реальное общение с друзьями.
  • Понаблюдайте за сменой настроения и поведением вашего ребенка после выхода из Интернета. Возможно проявление таких психических симптомов как подавленность, раздражительность, беспокойство, нежелание общаться. Из числа физических симптомов можно выделить головные боли, боли в спине, расстройства сна, снижение физической активности, потеря аппетита и другие.

Если вы обнаружили возможные симптомы интернет-зависимости у своего ребенка, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
  • Постарайтесь наладить контакт с ребенком. Узнайте, что ему интересно, что его беспокоит и так далее.
  • Не запрещайте ребенку пользоваться Интернетом, но постарайтесь установить регламент пользования (количество времени, которые ребенок может проводить онлайн, запрет на сеть до выполнения домашних уроков и прочее). Для этого можно использовать специальные программы родительского контроля, ограничивающие время в Сети.
  • Ограничьте возможность доступа к Интернету только своим компьютером или компьютером, находящимся в общей комнате, – это позволит легче контролировать деятельность ребенка в сети. Следите за тем, какие сайты посещает ребенок.
  • Попросите ребенка в течение недели подробно записывать, на что тратится время, проводимое в Интернете. Это поможет наглядно увидеть и осознать проблему, а также избавиться от некоторых навязчивых действий, например от бездумного обновления странички в ожидании новых сообщений.
  • Предложите своему ребенку заняться чем-то вместе, постарайтесь его чем-то увлечь. Попробуйте перенести кибердеятельность в реальную жизнь. Например, для многих компьютерных игр существуют аналогичные настольные игры, в которые можно играть всей семьей или с друзьями, при этом общаясь друг с другом вживую. Важно, чтобы у ребенка были не связанные с Интернетом увлечения, которым он мог бы посвящать свое свободное время.
  • Дети с интернет-зависимостью субъективно ощущают невозможность обходиться без Сети. Постарайтесь тактично поговорить об этом с ребенком. При случае обсудите с ним ситуацию, когда в силу каких-то причин он был вынужден обходиться без Интернета. Важно, чтобы ребенок понял – ничего не произойдет, если он на некоторое время выпадет из жизни интернет-сообщества.
  • В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалисту.

Как научить ребенка не загружать на компьютер вредоносные программы

Вредоносные программы (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.) могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными и даже использовать ваш компьютер для распространения вируса, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.

Предупреждение столкновения с вредоносными программами:

  • Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных. Такие приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.
  • Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр.
  • Объясните ребенку, как важно использовать только проверенные информационные ресурсы и не скачивать нелицензионный контент.
  • Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры.
  • Делайте резервную копию важных данных.
  • Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли.

Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками
  • Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен вам доверять и знать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не наказать;
  • Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять, насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка;
  • Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или попал в неприятную ситуацию (потратил ваши или свои деньги в результате интернет-мошенничества и прочее) – постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации: что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где вы не рассказали ему о правилах безопасности в Интернете;
  • Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и тому подобное), жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время;
  • Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств: зайдите на страницы сайта, где был ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем это может вам пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы);
  • Если вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с вами или вообще не готов идти на контакт, или вы не знаете как поступить в той или иной ситуации – обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и другое), где вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС, Сестры и другие)

Линия помощи “Дети Онлайн”

Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам безопасного использования Интернета или если ваш ребенок уже столкнулся с рисками в Сети, обратитесь на линию помощи “Дети Онлайн” по телефону: 8 800 25 000 15 (звонок по России бесплатный). На линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет.