Декоративное рисование завиток подготовительная группа. Декоративное рисование в детском саду «волшебный завиток» - совместная деятельность педагога и детей по интересам - образование - каталог статей - мадоу "кондратовский детский сад "ладошки". Подготов

Разделы: Коррекционная педагогика

  • Закрепить у детей умение самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи, используя знания, умения и опыт, полученные на предшествующих занятиях; подбирать их цвет в зависимости от фона изделий, самостоятельно выбирать элементы для своего узора, называть их. Упражнять в рисовании всем ворсом, концом кисти, ватными палочками.
  • Развивать память, мышление, внимание, слуховое восприятие, мелкую моторику, активизировать речь детей.
  • Воспитывать интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

Материал: изделия из хохломы, образцы с элементами узора: трилистик, кайма, ветка, завиток, ягоды рябины, смородины, клубники, тонированные контуры посуды (ложка, ваза, чаша, разделочная доска); иллюстрация посуды, выполненная по мотивам хохломского узора, запись мелодии, кукольный уголок, 3 медведя, д/и «Разложи узор», гуашь черного, желтого, красного, зеленого цвета, кисти № 5 и № 2.

Словарь: хохломской узор, кайма, веточка, завиток, ягоды смородины, рябины, клубники, трилистик.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети входят в групповую комнату (играет русская народная мелодия). Педагог встречает детей и просит послушать мелодию:

– Ребята, послушайте, какая красивая, сказочная мелодия! Она нас как будто куда-то приглашает. Смотрите, дорожка! Куда же она ведет? Идемте, вдруг мы попадем в сказку.

(Дети вместе с педагогом идут по дорожке и подходят к кукольному уголку)

2. Вводная часть

– Ой, ребятки, а ведь мы попали с вами в сказку! Вы ее узнали? (Три медведя.)

– Правильно, назовите, кто главные герои в этой сказке? (Настасья Петровна, Михаил Потапыч, Мишутка.)

– Давайте поздороваемся со всеми медведями. (Дети здороваются.)

– Ребята, посмотрите пожалуйста, какая красивая расписная избушка у медведей, а сколько много посуды и вся она яркая, нарядная, расписная.

– Вы узнаете узоры на посуде? Как она называется? (Хохломская.)

– Да, ребятки, правильно, это хохломской узор. Очень красивый, нарядный.

«Вот посуда хохломская
Светится, как золотая.
Краски как огнем горят
Радость нам сулят».

– Ой, что-то Настасья Петровна загрустила, что-то хочет мне сказать. (Педагог наклоняется к медведю.)

– Знаете, что я узнала? Настасья Петровна печалится, что посуды у нее мало, много разбилось, потрепалось, а где взять не знает. Вот беда!

– Ребята, может, мы с вами поможем нашим любимым сказочным героям? (Да.)

– Конечно, поможем, мы же с вами умеем расписывать посуду хохломским узором!

– Вот и хорошо, сейчас я махну рукой и откроется волшебный сундучок, который вам поможет стать настоящими художниками. (Педагог снимает платочек с коробки, в которой лежат фартуки.)

Дети надевают фартуки. Воспитатель приглашает пройти в мастерскую.

– Вот вы и стали художниками, проходите в мастерскую.

3. Основная часть

1. Дети садятся за столы, педагог обращает внимание на осанку детей. На доске иллюстрации посуды с хохл омской росписью.

– Как можно назвать эти предметы? (Посуда)

– Каким узором расписана посуда? (Хохломским)

– Как мы узнали хохломской узор? (По цвету, по узору, много узора)

– Какие цвета используют художники для росписи? (красный, черный, желтый, зеленый)

– Да, ребята, эта посуда сделана из дерева и, чтобы она выглядела красивой, нарядной и отличалась друг от друга, ее издавна художники, из деревни Хохлома, расписывали узором. Узор был густой и поэтому посуда получалась красивая.

– А из каких частей состоит хохломской узор? (Веточка, кайма, завиток, трилистик, ягоды смородины, рябины, клубники)

– Но для того чтобы красиво расписать посуду, художники несколько раз прорисовывают узор.

Педагог просит 2–3 детей изобразить отдельные элементы узора с пояснениями: завиток, ветку, трилистик.

2. Д/и «Выложи узор»

– А еще художники подбирали узор. Давайте и мы с вами подберем узор и выложим его на посуде.

Дети выкладывают узор. Затем педагог предлагает отодвинуть узор на край стола:

– Это узор послужит вам образцом при росписи.

4. Физкультминутка

– Ребятки устали, выходите на сказочную поляну вставайте в кружок и мы с вами поиграем в игру, которая называется «Теремок».

«Между двух дорог Стоит терем-теремок. В этом тереме тетери Захотели печь пирог.

Если любишь пироги Заходи, заходи.

5. Самостоятельная деятельность детей

– Вот и отдохнули, перед тяжелой работой. Проходите в мастерскую (обращает внимание на осанку детей.)

– Ребятки, давайте вспомним с чего начинаем работу? (С каймы.)

– Как будем рисовать? (Всем ворсом.)

– Где будем рисовать? (Внизу, вверху.)

– Как будем рисовать? (Кончиком кисти.)

– Что рисовать на ветке? (Трилистики, завиточки.)

– А что будем рисовать под веткой? (Ягодки смородинки, гроздья рябины.)

– Какие цвета подберете для узора? (красный, жёлтый, зелёный)

Педагог просит детей не забывать смотреть на свой образец, который выполнили. Звучит музыка, педагог оказывает индивидуальную помощь.

6. Анализ детьми

Дети заканчивают работу. Педагог просит детей разложить посуду на столе. – Вот, Настасья Петровна, наши ребятки расписали вам посуду. Вы полюбуйтесь на нее, а мы с ребятками поделимся, чья ж работа больше понравилась.

(Опросить всех детей.)

7. Итог занятия

Воспитатель (от имени Настасьи Петровны ): Какая красивая, нарядная посуда, настоящая хохлома!

Весь товар у вас на славу,
Потрудились вы не зря.
Вот конфетки получите
И, спасибо вам, друзья!

План-конспект НОД по декоративному рисованию на тему «Знакомство с элементами хохломской росписи «Рябинка»

Программное содержание:

Продолжать формировать у детей умение рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья при помощи мазка и ягоды, используя тычок;

Развивать чувство цвета, ритма, умение передавать ритм Хохломы;

Обогащать словарь детей словами: завиток, листья (простые, рябинка, фон, кайма.

Предшествующая работа: знакомство с народным декоративно-прикладным искусством: беседы о хохломской росписи, рассматривание предметов, украшенных этой росписью, иллюстраций; целевые прогулки для сравнения рябины настоящей с ее изображением на произведениях хохломских мастеров; рисование на занятиях элементов хохломской росписи: завиток, травка, орнамент, дождевик.

Материал: акварельные краски, кисти, тычки, плоскостные бумажные фигуры ложек.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша Хохлома.

Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий клубничку, малинку, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листика, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды- и вот этот же самый мотив заговорит с нами по-новому.

В группе организованна выставка хохломских изделий.

Здесь посуда знатная

Складная да ладная

Она повсюду славится,

Она и вам понравится!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

Кто скажет мне, какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный) .

Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный) .

Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки) .

А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику) .

Молодцы, ребята!

Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем рисовать такие узоры.

Физкультминутка.

На столе хохломской самовар,

(«надуть» живот, одна рука на поясе) .

Очень важный, из носика пар.

А вокруг расписные чашки,

(кружиться, рисуя руками круг)

Нет посуды хохломской ярче.

Рядом с ними золотые ложки,

(потянуться, руки сомкнуты над головой)

На них «травка» - это древняя роспись.

Вот с малинками поднос,

(взяться за руки, образовать большой круг)

Он нам все это принес.

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .

Молодцы! Присаживайтесь

Представьте себе, что вы сегодня мастера-художники по росписи ложек. Свои работы вы подарите родителям, потому нужно постараться выполнить свою работу красиво, аккуратно.

У каждого из вас есть плоскостная форма ложки. Посмотрите на образцы ложек с хохломской росписью и скажите: как нужно располагать узор на ложке? (Внутри и снаружи ложки рисуем одинаковые узоры, на конце и по краям проводим одним цветом кайму) .

Мы все будем расписывать ложку хохломским элементом «рябинка». Какой формы, цвета ягоды рябинки?

Правильно, они круглые, бывают оранжевого, красного цвета. А чем мы будеи рисовать ягоды, чтобы они получились ровные, круглые, аккуратные? («Тычками»)

На каком уже знакомом элементе надо рисовать рябинку? (Завиток)

Какие уже знакомые элементы можно использовать (листья)

А теперь за дело.

Анализ: выбрать 2-3 мастеров, которые выберут наиболее понравившиеся им работв и проанализируют их.

Вопросы для анализа:

Насколько аккуратно и красиво выполнена работа?

Какие элементы росписи использованы?

Какими красками нанесен узор?

Какое цветосочетание?

А когда работы высохнут, мы их подарим родителям.

Горбунова Любовь Николаевна

ЕМА : Чудо-чудное, диво дивное-золотая хохлома .

ЦЕЛИ :

Обучающие цели :

Познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи ;

Упражнять в составлении узора;

На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность торжественность колорита Золотой Хохломы ;

Научить заполнять узором большую часть поверхности силуэта, выполнять узор в определенной последовательности (ветка, листья, ягоды, травка) .

Воспитывающие цели :

Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, в частности, к мастерам хохломской росписи .

Развивающие цели :

Развивать память, наблюдательность, речь, творческие способности.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ : посуда с хохломской росписью , гуашь, кисточки, стаканчики для воды, салфетки, подставки для кисточек, бумага для рисования - шаблоны посуды , образцы элементов хохломской росписи ; музыкальная запись русских народных песен «Во поле березка стояла» , «Калинка» , «По малину в сад пойдем» .

Ход ЗАНЯТИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Что я вижу, что за диво

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво

Аж, захватывает дух!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты,

Блестят они, как золотые.

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой .

2. ПОВТОРЕНИЕ ЗНАНИЙ О ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ .

А знаете ли вы, ребята, почему эти изделия называют хохломскими ?

- Хохлома – это село на берегу реки Волга. Мастера, живущие здесь, умеют превращать деревянную посуду в золотую. На ярмарках продавцы кричали : «Кому посуду для пищи – окрошки, чудо – блюдо, да чашки, ложки?» Покупатели спрашивали : «Откуда посуда?» А они отвечали : «К нам приехала сама Золотая Хохлома Так и повелось Хохлома , да Хохлома . Стали посуду называть хохломской .

А как же началось это удивительное художество? Говорят, будто давным–давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок–умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как–то к его порогу Жар-птица. Он ее угостил. Жар–птица задела своим крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой… Это конечно сказка.

Вроде бы простая посуда, но сделать ее непросто. Сначала из дерева вырезают, вытачивают ложки, плошки, чашки, тарелки, затем их покрывают глиной, чтобы дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, от этого посуда становилась словно металлическая. Расписывали посуду разными узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома »

Давайте с вами рассмотрим посуду. Какие цвета используют хохломские мастера ? (Красный, черный, золотой, зеленый, желтый цвет) .

Что мастера изображали на деревянной посуде? (Ягоды, листочки, цветочки, завитки, травинки) .

Вы совершенно правы в своих росписях мастера использовали сказочную красоту родной природы. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка» . Травка усеяна большими и маленьким завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы : листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины) . А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травка. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку.

3. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой-нибудь сувенир : дымковских коней, расписных матрешек, и конечно же нарядные хохломские изделия !

Через горы и моря, восхищается весь мир –

Ай да русский сувенир!

Ах, какие чудо краски!

И по свету бродят сказки,

И улыбки Хохломы !

4. МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ребята, а давайте откроем свой художественный салон, что бы наши гости тоже могли бы выбрать себе сувенир на память. Вы хотите стать художниками? (Да) . Прежде чем расписывать разделочные доски, давайте немного отдохнем!

Физминутка

Наши алые цветки распускают лепестки… плавно понимаем руки вверх

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет… качание руками влево-вправо

Наши алые цветки закрывают лепестки… присели, спрятались

Головой качают тихо засыпают… движение головой влево-вправо, ручки под щечки

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Прежде чем начать украшать, давайте вспомним последовательность!

С чего начнёте? (- С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая) .

Что будите рисовать после ? (- Завиток, изогнутую веточку) .

Почему? (- Завиток – главный элемент хохломской росписи , потому, что на нём рисуют все остальные элементы).

Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (- Сначала крупные элементы : ягоды, листья, потом – мелкие элементы : капельки, травку, завитки и т. д.).

Как нужно рисовать травку и завитки ? (- Концом тонкой кисти, чередуя цвета) .

Что мы можем использовать для рисования ягод ? (- Кисть, тычок) .

Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый) .

Молодцы, ребята, всё знаете!

6. ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами !

Хохлома , Хохлома ,

Наше чудо дивное!

Мы рисуем Хохлому –

Красоту невиданную.

Рисовали «травку»

Солнечною краской,

Ягодки, огоньки –

Алой краской от зари.

(Звучат русские народные мелодии, дети работают под музыку) .

7. РЕФЛЕКСИЯ

Мне очень интересно посмотреть, что же у вас получилось? Посмотрите, как красиво получилось, яркие, красочные, праздничные – настоящая золотая хохлома .

Какие элементы хохломской росписи использовали в своих рисунках.

Ребята вам нравятся? Посмотрите друг у друга!

А что вам больше всего вам понравилось?

Послушайте очень красивое стихотворение о хохломской росписи .

Стихотворение П. Синявского «Хохлома »

Хохломская роспись

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы

У красы точеной-

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

Роспись хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша хохлома .

Публикации по теме:

Конспект занятия «Украшение платочка по мотивам дымковской росписи» Программное содержание а) Образовательные задачи. Учить создавать декоративную композицию по мотивам росписи Дымковской игрушки, используя.

Интеграция образовательных областей:художественно-эстетическое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Методические.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2089 ЮГО – ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Конспект занятия по декоративному рисованию в

подготовительной группе МДОУ «Родничок»

Воспитатель ИЗО I категории

«Композиция в уральской росписи»

Программное содержание:

1. Расширять знания детей о художественных особенностях уральской росписи: познакомить их с разными вариантами ее композиционного решения.

2. Продолжать развивать у детей навыки составления узора.

3. Упражнять детей в известных приемах росписи красками («оживки»).

Обогащение словаря: схема, композиция.

Материалы и пособия:

v Вариативные схемы композиционных решений уральской росписи.

v Фоновые карты.

v Круглые кисти №2.

v Изделия, украшенные уральской росписью (разделочные доски, панно и др.).

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром у нас начали происходить странные дела: на моем столе появилась вот эта папка. Давайте вместе рассмотрим, что в ней лежит. (Воспитатель достает схемы, показывает их детям.) Какие-то рисунки! Интересно, что же это такое? Ребята, вы можете сказать, что это такое? (Воспитатель вместе с детьми рассматривает схемы, сопоставляет их. Находит сходство и отличие по местоположению одинаковых элементов узоров.)

Я догадалась, что это! А вы, ребята? Посмотрите на эту разделочную доску и вот на этот рисунок. Чем они похожи? (Ответы детей.)



Вы правильно подметили: цветы в росписи на доске и цветы на рисунке находятся на одинаковых местах, так же и листья, и бутоны. Этот рисунок называется схемой росписи, т. е. рисунок, который подсказывает мастеру, как расположить цветы, листья, бутоны, птиц и располагаются другие элементы росписи.

У каждого узора элементы по-разному, но могут и одинаково, только цветы, листья, бутоны мастер может нарисовать иначе, по-другому: и по форме, и по цвету они могут отличаться (показать на предметах).



Давайте поиграем: кто быстрее найдет к этой схеме одинаковые по расположению элементы росписи (воспитатель предлагает схему росписи с круговой композицией).

Молодцы, такая роспись на круглом панно.

https://pandia.ru/text/78/627/images/image006_16.jpg" alt="scan0004" align="left" width="349" height="475">А теперь найдите роспись вот к этой схеме (симметричная композиция «Куст в вазе» или «Куст»).

Правильно, эта роспись в виде куста подходит к этой схеме. Чем они похожи?

Ребята, расположение элементов узора (цветов, листьев, бутонов) в определенном порядке (по кругу, в виде куста) называется композицией . Такое слово используют художники.

А сейчас немножко отдохнем.

Физкульминутка «Алые цветки»

Наши алые цветки распускают лепестки…

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет…

Наши алые цветки закрывают лепестки…

Головой качают, тихо засыпают…

(Плавное раскрывание пальцев, помахивание руками перед собой и плавное опускание их на стол).

https://pandia.ru/text/78/627/images/image008_6.gif" width="192" height="187">Ребята, у вас на столах есть фоновые карты-листы и наборы вырезанных элементов (цветов, листьев, бутонов).

Елена Вахрушина

Задачи :

1. Продолжать знакомить с предметами хохломской росписи . Познакомить с видом

хохломской росписи «травка» и ее элементами : «осочка» , «капельки» , «усики» ,

«завиток» , «кустик» . Дать представление о цветовой гамме орнамента.

Учить рисовать орнамент «травка» . Продолжать совершенствовать приемы работы с

красками. Закреплять умение рисовать всей кистью и кончиком кисти, регулируя ее

положение и силу нажима на кисть. Познакомить с новыми словами : «осочка» ,

«перпендикулярно» . Активизировать словарь : «чаша» , «солоница» , «поставок» ,

«тулово» , «спираль» , «капельки» , «усики» , «завиток» , «кустик» .

2. Развивать память, внимание, речь.

3. Воспитывать чувства красоты.

Оборудование :

Русская народная музыка.

- хохломская посуда ;

Краски гуашевые (желтая, красная, зеленая) ;

Кисти беличьи № 2 и 3;

Банка с водой;

Салфетки фланелевые;

Заготовки хохломской посуды (ложки) .

Ход :1. Организационный момент.

Ребята, давайте поиграем. Пальчиковая гимнастика «Помощники» :

Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно) .

Мы посуду перемыли : .

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды) .

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой) .

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики) .

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно) .

2. Мотивационно-целевой этап.

Ребята, посмотрите на стол. Рассмотрите предметы, которые стоят на нем.

(Воспитатель предлагает детям рассмотреть посуду хохломской росписи ) .

3. Изучение нового.

Кто знает, как они называются? Как вы думаете, где и из чего их изготовили?

(Ответы детей ) .

Правильно, они сделаны из дерева и расписаны художниками-мастерами. (Слайды1-7) Давайте

внимательно рассмотрим эти предметы. На круглых золотистых боках хлебосольной

чаши изображены ярко-красные и черные травинки, по тулову вазы изгибаются

нежные листики и веточки с упругими, словно блестящими на солнце, ягодами черной

смородины. На поверхности сахарницы, солоницы и поставка - так называется

цилиндрический сосуд с крышкой - расцветают и вовсе нигде не виданные золотые

цветы. Огненно-красный цвет посуды и золотое сияние узоров действительновызывают ощущение жаркого пламени, огня. И недаром огонь превратил деревянные

поверхности этих вещей в золотые . Почему предметы, о которых пойдет речь,

называются хохломой ? Как рождаются они под руками умелых мастеров и чем

отличаются от других произведений народного искусства? Ответы на эти вопросы

звучат в строках русской песни.

Как за Волгой яр хмель

Над кусточком вьется.

Перевился яр хмель

На нашу сторонку.

Как на нашей сторонке

Жилье пребогато :

Серебряные листья,

Цветы золотые .

Как горячо нужно любить свой край, чтобы сочинить такую песню! Как нужно

глубоко чувствовать и видеть все, что тебя окружает, чтобы выразить это в песне и

рисунке. (Слайды 8-13)

Гуляя по лесу, берегом реки, удивляешься обильному разнотравью родных лугов, над

которыми в летний зной стоит сладкий медвяный аромат и гудят на все голоса

лохматые труженицы-пчелы. Ляжешь на эту землю и начнешь рассматривать травинку

за травинкой, цветок за цветком, листок за листочком - сколько их непохожих и

похожих друг на друга. Тут и кудрявые ветки муравки, и гибкие сабельки осоки. Все

они стремятся вверх, навстречу солнцу. Всем сердцем любя родную сторону и

любуясь ею, русские люди не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и

создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в

которой оживали природные мотивы. Истинными произведениями искусства

становятся эти вещи - красивой формы, удобные в пользовании, мастерски

исполненные. Сегодня мы начнем учиться передавать элементы хохломской росписи в

рисунке. Мастера вовсе не стремились показать растения в точности такими, какими

видели их в лесу, на поляне. Хохломские изображения декоративны : они в самом

общем виде передают красоту живой жизни, украшая предметы растительным

орнаментом. Это - узор из цветов, трав и ягод. Хохломские художники так и говорят :

«Пишу под растительный орнамент» .(Слайды 14-18) Существует несколько его видов. Самый

старинный и любимый художниками - «травный орнамент» , или просто «травка» .

Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, пять и более

кустиков. Отдельная «травка» напоминает осоку. Один из видов этого орнамента так и

называется «осочка» . «Травка» обычно пишется красным и черным цветами. Ее

основные широкие листья сочны, потому что на кисточку берется много краски и она

ложится плотно. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от

ветра. «Травка» - обязательная часть любого растительного орнамента хохломы .

Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой «травки»

художник помещает ягодки, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется

«травным» или именем ягодки или цветка. Сегодня мы будем учиться рисовать

простейший элемент травного орнамента.

(Воспитатель показывает орнамент) .

Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения

предварительного рисунка карандашом. Кисточку надо держать тремя пальцами,

перпендикулярно поверхности листа, т. е. ручка кисти смотрит вверх, в потолок. «Осочка» выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз. «Травинки»

рисуются плавно, с утолщением. «Капельки» рисуются всем вам известным приемом

примакивания. «Усики» рисуются в виде непрерывной линии, закрученной в спираль.

«Кустик» - наиболее сложный элемент «травки» выполняется из простых «осочек» ,

расположенных симметрично на бумаге, т. е. на одном расстоянии друг от друга.

А сейчас мы с вами возьмем заготовки посуды и распишем ее.

(Дети выполняют работу под русскую народную музыку)

4. Подведение итогов.

Молодцы ребята. Несите свои работы, сделаем выставку и полюбуемся на вашу

хохломскую посуду . В конце нашего занятия посмотрите , как хохломская роспись может украсить современный мир в котором мы с вами живём. (Слайды19-22






Публикации по теме:

Интегрированное развлечение в подготовительной группе «Чудо-чудное, диво-дивное-Золотая Хохлома» Итегрированное развлечение в подготовительной группе: «Чудо-чудное, диво-дивное – Золотая Хохлома»Программное содержание: - Углублять знания.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира для группы среднего возраста «Золотая хохлома» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 45». Конспект непосредственной.

Конспект НОД в подготовительной группе «Золотая хохлома» Конспект НОД в подготовительной группе: «Золотая хохлома». Задачи: вызвать интерес к народно – прикладному искусству; закрепить знания.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Золотая хохлома» Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей подготовительной к школе группы Тема: «Золотая хохлома» Программные задачи:.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи» (выполнено в нетрадиционной технике: восковые карандаши и акварель).

Автор работы: Кокорина Татьяна Николаевна педагог дополнительного образования по ИЗОдеятельности. МБДОУ № 202 Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
Описание: данный конспект будет интересен воспитателям старших и подготовительных групп, педагогам дополнительного образования по изодеятельности, а также просто творческим людям.
Цель: расширение знаний о народном промысле хохломская роспись.
Задачи:
- сформировать представление детей о появлении посуды в древнее время;
- рассказать о появлении хохломской росписи;
- учить последовательно выполнять работу в нетрадиционной технике;
- учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелки;
- способствовать развитию эстетического вкуса;
- способствовать развитию мелкой моторики рук, через рисование мелких завитков;
- воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров;
- воспитывать интерес к рисованию, через использование нетрадиционных техник.
Предварительная работа: изучение посуды, народных промыслов на занятиях по окружающему миру.
Методические приёмы: рассказ, беседа-диалог, наглядный материал, практическая работа.
Ход занятия:
Воспитатель - Каждый день мы пользуемся разной посудой: кухонной, столовой, чайной. Эта посуда металлическая, фарфоровая, стеклянная. Есть посуда которой мы пользуемся ежедневно, а есть красивые праздничные сервизы, которые достают лишь по праздникам, чтобы сервировать стол. А знаете ли вы как появилась посуда?
Посуда появилась очень давно. Сначала древние люди использовали кору деревьев, чтобы, например, зачерпнуть воду или скорлупу орехов. Пытались выдалбливать сосуды из камня и дерева. Морскими раковинами пользовались как ложками, ими было удобно зачёрпывать еду. Постепенно посуда совершенствовалась. Люди научились делать посуду из глины, обжигать её.

И конечно же с древности люди старались сделать посуду не только удобной для использования, но и красивой, поэтому с давних времён на посуду стали наносить разнообразные рисунки. Первые узоры были простыми, их делали тонкими деревянными палочками, это геометрические фигуры, люди, животные.

Итак появилась посуда деревянная, глиняная – керамическая и позже люди научились делать фарфоровую, которой мы пользуемся сейчас.
Деревянная посуда существует и в наше время, но теперь она чаще служит для украшения интерьера. Красивая, яркая стоит она на полочке или в шкафу и радует глаза своим неповторимым узором. Кто ни будь знает из вас как называется эта посуда?
Дети – Хохломская.

Воспитатель – Правильно. Эта деревянная посуда, расписанная растительным орнаментом. Что значит растительный?
Дети – это трава, цветы, ягоды.
Воспитатель – Да, это всевозможные растения: травка и листики, ягоды, цветы с красивыми завитками. Согласно легенде создал эту роспись талантливый мастер – иконописец Андрей Лоскут. Работал он у царя и тот щедро вознаграждал его за труд. Но мастер больше всего любил свободу. Однажды ночью он покинул царский двор и ушел жить в лес. Андрей хотел писать не только иконы. Он мечтал создать что-то простое, нужное и в тоже время красивое, как родная природа вокруг. Так появилась первая деревянная посуда. А так как мастер жил в лесу, то и расписывать её стал цветами, ягодами, листиками, веточками. Слава об удивительном мастере достигла окрестных земель. Многие приезжали к нему, чтобы увидеть эту посуду, кто-то оставался насовсем, желая научиться создавать такие же замечательные изделия. Передал Андрей Лоскут секреты своего мастерства односельчанам, сохранилось его мастерство, по сей день радующее глаза и души людей. А так как всё это было в селе Хохлома, то и роспись стала называться - Хохломская. Роспись эту отличает получение золотого цвета без применения драгоценного металла. Поэтому часто говорят «золотая хохлома».

Сейчас мы с вами распишем наши тарелочки по мотивам хохломской росписи.
Для этого нам понадобятся:
- восковые карандаши жёлтый и красный;
- чёрная акварель;
- широкая кисть №5 или №6.
1.сначала жёлтым восковым карандашом рисуем три листика внизу тарелочки.

2.красным восковым карандашом над жёлтыми листочками рисуем три крупные ягодки-клубнички.

3.между ягодками жёлтым карандашом рисуем листочки-капельки от меньшего к большему.

4.между нижними листиками рисуем завитки

5.добавляем мелкие цветы и завитки наверху.

6. закрашиваем всю тарелочку чёрной акварелью.

Роспись тарелочки по мотивам хохломской росписи готова.

Конспект занятия «Волшебный завиток хохломы» в подготовительной группе.
воспитатель Фешина Елена Леонидовна
Образовательная область: «Художественное творчество»
Тема: «Волшебный завиток хохломы»
Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)
Цель: развитие декоративного творчества детей, умение создавать узоры по мотивам хохломской росписи.
Задачи:
1. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком (ватной палочкой); выполнять узор в определенной последовательности.
Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенности ее росписи.
2. Развивать творческое воображение;
3. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за сою страну и уважение к труду народных мастеров.
4. Активизировать речь словами: завиток, травка, ягодки, осочки.
Предварительная работа.
Познавательные беседы о народном декоративно-прикладном искусстве.
Рассматривание наглядно - дидактического пособия «Хохлома», изделий.
Рисование элементов хохломского узора.
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
Демонстрационный, раздаточный материал и оборудование.
Хохломские изделия, коробка, расписанная хохломской росписью, наглядно-дидактическое пособие «Хохлома», заготовки-шаблоны хохломской посуды, кисти, гуашь (красная, зеленая, черная, желтая), баночки с водой, салфетки. Ход образовательной деятельности
1. Вводная часть
Психологическая разминка
Возьмёмся за руки друзья
Друг другу улыбнёмся
Мы пожелаем всем добра
И скажем «Здравствуй солнце».
Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете
Ведь с друзьями веселей
На любой планете.
Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте.
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? (Хохлома).
Дети, посмотрите, какую необычную коробку нам прислали! (коробка украшена хохломской росписью) Как вы думаете, кто бы мог нам её прислать? (ответы детей). Ребята, я думаю, что вы правы – это хохломские мастера. Дети, посмотрите, в коробке есть ещё послание: «Здравствуйте, ребята! Обращаемся к вам с большой просьбой: мы готовим изделия на ярмарку. Ярмарка скоро, а работы еще много, мы одни не успеваем расписать посуду. Не поможете ли нам? (хохломские мастера)
Что делать? А вы хотели бы попробовать себя в качестве мастеров и расписать посуду?
А вы что-нибудь знаете о хохломской росписи. Для чего ее используют? (для росписи изделий). Молодцы! А хотите больше о ней узнать? Тогда садитесь на стулья и послушайте.
Основная часть
Воспитатель (выставка изделий) Посмотрите, сколько здесь замечательных красивых вещей. Все это создано руками мастеров. Какие изделия вы видите? (ложки, чаши, чугунки)
Очень давно, в окрестностях города Нижний Новгород зародился народный деревянный промысел. Там находилось село с веселым названием Хохлома, где посуду делали из мягких пород деревьев (липа, береза, ольха). В этом селе с давних времен проходили ярмарки по продаже деревянной посуды. Это и дало название целому промыслу.
Золотая хохлома.
Как волшебница Жар- птица,
Не выходит из ума
Чародейка – мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нет.
Посмотрите, дети, какие они яркие! А как же они становятся такими красивыми? Может кто-то из вас знает?
Сначала посуду вырезают из дерева, высушивают на станке, затем покрывают слоем жидкой глины и просушивают. Желтый металлический порошок соединяют с маслом и растапливают, после нагревания в печи предают изделию неповторимый золотистый блеск. Вот откуда пошло название «Золотая хохлома». А как вы думаете почему «Золотая»? (потому, что все изделия блестят как золото, много используется жёлтой краски).
Какой цвет используют мастера для фона? (красный, жёлтый, чёрный)
Назовите элементы узора в хохломской росписи? (завиток, травинка, капельки, листочки, кустики, осочки, ягодки)
А какие ягоды рисуют умельцы? (малина, земляника, смородина, рябина)
Сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будете правильно их называть.
Игра «Угадай-ка»
Физминутка
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Воспитатель. Прежде чем начать украшать посуду, послушайте последовательность выполнения работы.
Объяснение воспитателя:
Работу нужно начинать с каймы внизу и вверху изделия, дальше изобразим завиток, изогнутую веточку. Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы). (Показ детьми)
Потом нарисуем крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т.д.).Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
Какие цвета будете использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый).
У каждого из вас есть несколько шаблонов хохломской посуды. Выберите любую понравившуюся. Каждый из вас сам придумает узор для хохломской посуды.
А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!
(Самостоятельная деятельность. Детям оказывается необходимая помощь в индивидуальном порядке). Воспитатель прорисовывает самостоятельно
Заключительная часть
Воспитатель Кому мы сегодня помогали? А как им помогли? Какие элементы хохломской росписи запомнили? (Дети оцените свою работу).
Рассматривание 3 работ. Чья работа понравилась и почему?
Ребята, а давайте устроим выставку ваших работ.
Дети подготовили стихи о хохломе.
Хохломская роспись - алых ягод россыпь.
Отголоски лета в зелени травы.
Роспись хохломская словно колдовская
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудес чудесней наша хохлома.
Ребята, посмотрите, какая получилась замечательная посуда. Она ничем не отличается от работ мастеров. Вы настоящие мастера! Эти работы немного подсохнут и мы их отправим мастерам. Всем спасибо!

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе

Программное содержание. Учить детей передавать особенности построения рисунка или орнамента на передней и задней обложке книги; красиво подбирать цвета для узора к цвету бумаги, выбранной для обложки; отражать в рисунке и подборе цветов содержание выбранной сказки. Развивать воображение, творчество.

Методика проведения занятия. В начале занятия рассмотреть с детьми различные по оформлению обложки книг сказок, обратить внимание на расположение рисунка, на сочетание цветов.

Предложить каждому ребенку выбрать бумагу для обложки. Спросить у нескольких ребят, что они хотят нарисовать и как это сделают. Указать на возможные различия в последовательности выполнения рисунка (можно начать с оформления рамки или с главного сюжета, предмета).

Материалы. 3–4 книги сказок. Листы бумаги разных цветов (цветная бумага для обложки может быть подготовлена детьми накануне занятия), краски гуашь (6–8 цветов), кисти, палитра.

Беседы о книгах, о том, кто и как их создает (писатели, художники, фотографы). Знакомство с двумя художниками-иллюстраторами книг (по иллюстрациям); орагизация выставки их книг.

Программное содержание. Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль за ними. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

Методика проведения занятия. Спросить у детей, на каких изделиях народного и современного искусства они видели завитки. Если они не ответят, напомнить о хохломской росписи, показать характерные изделия. Уточнить, как они украшены, напомнить элементы украшения.


«Субботник»

Надя М., подготовительная группа


Предложить детям нарисовать изогнутую веточку-завиток и украсить ее завитками, цветами, ягодами, листочками и т. п. Вызвать ребенка для показа приема рисования основного завитка и боковых веточек-завитков.

Предложить каждому ребенку выбрать бумагу, подумать, краски каких цветов будут хорошо сочетаться с фоном. Напомнить, что нужно рисовать крупно, во весь лист.

Рассмотреть с детьми готовые рисунки, лучшие работы отобрать для украшения групповой комнаты и других помещений детского сада.

Материалы. Бумага формата А4 разных оттенков (на выбор), краски акварель, гуашь белила, палитры, кисти (вместо акварели можно взять цветные восковые мелки или пастель).

Связь с другими образовательными областями. Знакомство с декоративно-прикладным народным и современным искусством (ткани, посуда, платки и др.), рассматривание альбомов с хохломской росписью.

Занятие 80. Рисование «Субботник»

Программное содержание. Учить детей отображать в рисунке труд людей: положение фигур, выполняющих ту или иную работу; орудия труда. Закреплять умение передавать соотношение по величине при изображении взрослых и детей. Совершенствовать умение рисовать простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунок красками, заполнять весь лист изображениями.

Методика проведения занятия. Побеседовать с детьми о субботниках. Предложить создать рисунки на эту тему. Обсудить, что ребята будут рисовать, как расположат фигуры на листе. В ходе занятия поощрять наиболее полное отражение темы в рисунке.

По окончании работы все рисунки рассмотреть, предложить выбрать те, на которых изображены интересные виды труда, фигуры людей в рабочих позах.

Материалы. Бумага формата А4, простой графитный и цветные карандаши, краски, кисти.

Связь с другими образовательными областями. Труд детей на участке детского сада. Наблюдения за трудом взрослых.

Занятие 81. Лепка по замыслу

Программное содержание. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Воспитывать стремление добиваться лучшего результата, доводить дело до конца. Совершенствовать умение давать развернутую оценку своей работы и работ других детей.

Методика проведения занятия. Предложить детям вылепить по замыслу группу людей (животных). Напомнить о необходимости правильно передавать соотношение фигур по величине, добиваясь сходства вылепленных людей (животных) с реальными.

В конце занятия рассмотреть все работы, предложить детям выбрать наиболее интересные и обосновать выбор.

Материалы.

Вариант занятия. Лепка «Няня с младенцем»

Программное содержание. Учить детей передавать образы народной игрушки в лепке. Закреплять умение соблюдать пропорции частей, использовать ранее освоенные приемы (отдельно лепить колоколообразную юбку и верхнюю часть туловища). Развивать эстетическое восприятие.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми дымковскую няню с младенцем. Уточнить форму, пропорции фигуры; приемы и последовательность лепки фигур куклы, младенца.

В конце занятия все вылепленные фигуры рассмотреть, выбрать самые красивые.

Материалы. Глина, стеки, доски для лепки. Дымковская игрушка – няня с младенцем.

Связь с другими образовательными областями. Рассматривание различных дымковских кукол, уточнение их образного содержания, формы и пропорций частей.

Занятие 82. Рисование «Разноцветная страна»

Программное содержание. Развивать воображение, творчество. Закреплять и расширять знания о цветах и их оттенках, возможном разнообразии цветового решения изображения. Закреплять умение передавать цвета и оттенки разными способами (регуляция нажима на карандаш, разведение акварельной краски водой (по мере добавления воды в краску цвет становится светлее), добавление белил для высветления цвета при рисовании гуашью).

Методика проведения занятия. Предложить детям создать иллюстрации к книге «Радуга». Уточнить их знания о цветовых эталонах.

Предложить каждому ребенку подумать, на какой цвет радуги он хотел бы выполнить картинку. Если на какой-то цвет не будет желающих, следует мягко уговорить ребят, подсказав возможные изображения. На каждый цвет радуги выполняется своя картинка.

Из созданных рисунков можно собрать книги и подарить детям старшей группы.

Вариант занятия

Предложить детям нарисовать сказочные картинки, выполнив все изображения в одном цвете, но разными оттенками.

Это могут быть «Сказочные ручейки», где ручеек покрыт легким (светлым) оттенком (у каждого ребенка своего цвета), а в нем плавают разные по форме рыбки более темного оттенка, чем вода в ручейке, и водоросли еще более яркого цвета.

Можно предложить нарисовать «Сказочный домик» с прозрачными стенами, в котором живут птички более яркого цвета, чем сам домик. Предложение может быть и таким: создать узоры, используя разные оттенки (теплые и холодные) одного цвета.

В итоге можно устроить выставку детских рисунков, украсить рисунками помещения детского сада, группы.

Материалы. Зависят от темы, выбранной педагогом.

Занятие 83. Рисование «Первомайский праздник в городе (в поселке)»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке впечатления от праздничного города (украшенные дома, салют). Закреплять умение составлять нужные цвета, оттенки на палитре (смешивая краски с белилами), работать всей кистью и ее концом.

Методика проведения занятия. Поговорить с детьми о том, как город украшен во время праздника; напомнить о праздничном салюте. Уточнить представления о том, что дома в городе разные по пропорциям, по-разному украшены. Отметить такие виды украшений, которые могут нарисовать дети: флаги, разноцветные ленты, огни и т. п. Предложить ребятам подумать, как можно нарисовать разлетающиеся огни салюта. Подсказать, что композиция рисунка может быть разной (по горизонтали, по вертикали).

Рассмотреть с детьми все готовые работы, выбрать наиболее интересные.

Материалы. Бумага темного тона (серого, синего) чуть больше формата А4, кисти, краски гуашь.

Связь с другими образовательными областями. Наблюдения украшенного города, салюта. Рассматривание иллюстраций.

Занятие 84. Лепка «Доктор Айболит и его друзья»

Программное содержание. Закреплять умение детей передавать в лепке образы литературных героев. Воспитывать стремление добиваться выразительного решения образа. Развивать образные представления, воображение.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми доктора Айболита, его друзей.

Предложить каждому ребенку вылепить 1–2 фигуры (по его выбору). В ходе занятия направлять внимание детей на передачу сходства изображения с литературным персонажем, более точное соблюдение пропорций.

Материалы. Пластилин (глина), доски для лепки, подставки.

Занятие 85. Рисование «Цветущий сад»

Программное содержание. Учить детей передавать характерные особенности весенних цветов (форма и строение цветка, величина, место на стебле, цвет). Закреплять умение рисовать простым карандашом и акварелью.

Методика проведения занятия. Рассмотреть и обследовать с детьми натуру – 2–3 цветка (нарциссы, тюльпаны или подснежники) в небольшой керамической вазе простой формы. Предложить определить характерные особенности растений, их положение в вазе, величину и форму вазы; движением рук показать направление стеблей, подумать над композицией рисунка.

Уточнить последовательность рисования: сначала изобразить простым карандашом вазу (основную форму) и обозначить направление стеблей растения, а затем раскрасить рисунок акварелью.

Рассмотреть вместе с детьми все готовые работы.

Материалы. 2–3 цветка (нарциссы, тюльпаны или подснежники) в небольшой керамической вазе простой формы. Простой графитный карандаш, краски акварель, кисти, бумага формата А4.

Связь с другими образовательными областями. Рассматривание весенних цветов. Беседы о весне.

Занятие 86. Аппликация с натуры «Цветы в вазе»

Программное содержание. Учить передавать в аппликации характерные особенности цветов и листьев: их форму, цвет, величину. Закреплять приемы вырезывания на глаз из бумаги, сложенной вдвое, и т. д.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми натуру – цветы в вазе. Обратить их внимание на то, что цветы очень красивые, у них крупные ярко-желтые лепестки. Уточнить строение цветка, форму сердцевины, лепестков. Предложить вспомнить, как надо вырезывать цветы, вазу. Напомнить о красивом расположении изображения на листе бумаги.

Рассмотреть вместе с детьми все готовые работы, ометить сходство с натурой.

Материалы. Альбомные листы, протонированные светло-желтой или светло-зеленой акварелью, цветная бумага, ножницы, клей. Ваза с цветами.

Связь с другими образовательными областями. Рассматривание весенних цветов, иллюстраций.

Занятие 87. Лепка с натуры «Черепаха»

Программное содержание. Учить детей лепить животное с натуры, передавая пропорции и характерные особенности формы, частей тела. Закреплять умение применять знакомые приемы лепки (лепка по частям, нанесение рельефа стекой, при лепке одинаковых частей (лапы и др.) сначала вылепить все части, установить их одинаковость, а затем закрепить на изделии).

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми черепаху (животное, игрушка или скульптура), уточнить форму тела, форму и величину отдельных частей, их положение.

Предложить детям рассказать, какими приемами они будут пользоваться при лепке черепахи.

В конце занятия предложить сравнить вылепленные изображения с натурой, отобрать наиболее удачные.

Материалы. Пластилин (глина), доски для лепки. Черепаха (животное, игрушка или скульптура).

Связь с другими образовательными областями. Наблюдения за животными в уголке природы, уход за ними.

Занятие 88. Рисование «Весна»

Программное содержание. Закреплять умение передавать в рисунке картину природы, характерные признаки весны. Развивать чувство композиции, цвета, эстетическое восприятие. Учить использовать прием размывки, рисовать по сырой бумаге.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми характерные особенности весны, предложить нарисовать разные картины о весне (кому что больше нравится). Показать приемы размывки.

В процессе работы стимулировать детей к использованию приема размывки, рисованию по сырой бумаге, передаче характерных особенностей весны.

При рассматривании готовых работ предложить детям рассказывать о том, какой момент весны изображен, и оценивать, как это сделано.

Предложить отобрать наиболее интересные, выразительные работы и повесить их в группе, в вестибюле детского сада.

Материалы. Листы белой бумаги формата чуть больше А4, краски акварель, гуашь белила, кисти.

Связь с другими образовательными областями. Беседа о весеннем пейзаже (по репродукциям картин). Наблюдения на прогулках, экскурсиях. Разучивание стихов и песен о весне.

Занятие 89. Аппликация «Белка под елью»

Программное содержание. Учить детей составлять композицию по мотивам сказки. Закреплять умение вырезывать разнообразные предметы, используя знакомые приемы. Развивать воображение, творчество.

Предложить создать аппликацию на эту тему. Спросить, как дети будут вырезывать елку. Уточнить приемы вырезывания. Ребятам, испытывающим затруднения в процессе работы, помочь, показав некоторые приемы на отдельном листе.

Рассмотреть вместе с детьми все готовые работы, отметить наиболее выразительные изображения.

Материалы. Цветная бумага, альбомные листы, ножницы, клей.

Связь с другими образовательными областями. Наблюдения за белкой в живом уголке, рассматривание иллюстраций.

Занятие 90. Рисование «Круглый год» («Двенадцать месяцев»)

Программное содержание. Закреплять умение отражать в рисунках знания и впечатления о жизни природы, труде, отдыхе людей в каждый месяц года, определяя содержание рисунка по своему желанию. Добиваться передачи характерных особенностей того или иного месяца. Закреплять умение строить композицию рисунка. Развивать творческие способности, воображение, умение передавать в рисунке образы не только из личного опыта, но и ориентируясь на литературный образ, средства выразительности художественного словесного образа.

Методика проведения занятия. Побеседовать с детьми о месяцах года, прочитать соответствующие стихотворения. Отметить характерные особенности каждого месяца.

Предложить ребятам подумать, кто о каком месяце хочет нарисовать картинку. Сказать, что при выполнении замысла нужно все время помнить об особенностях того месяца, о котором рисуешь, и нарисовать так, чтобы было похоже.

Все готовые рисунки рассмотреть вместе с детьми, уточняя у детей, о каком месяце тот или иной рисунок.

Материалы. Белая бумага формата чуть больше А4, краски акварель, гуашь разных цветов, белила, кисти.


«Красивое дерево»

Алеша П., подготовительная группа


Связь с другими образовательными областями. Чтение книг о природе, рассматривание пейзажей (репродукции, фотографии). Наблюдения природы в разные времена года, в разную погоду. Ведение с детьми календаря природы. Беседы о характерных особенностях каждого месяца (применительно к той местности, где находится дошкольное учреждение). Слушание музыкальных произведений о временах года.

Занятие 91. Лепка по замыслу

Программное содержание. Закреплять умение создавать изображение по замыслу, придавая ему характерные черты задуманного образа. Развивать воображение. Воспитывать стремление доводить дело до конца, добиваться лучшего решения.

Методика проведения занятия. Предложить каждому ребенку подумать, что он хочет слепить, и решить, как лучше это сделать, чтобы можно было сразу догадаться, кто что слепил. В процессе занятия направлять внимание детей на более тщательную отделку, передачу характерных особенностей задуманного образа. Помогать советом, напоминанием.

Рассмотреть вместе с детьми все готовые работы, отметить наиболее интересные, выразительные решения.

Материалы. Пластилин (глина), доски для лепки.

Занятие 92. Рисование по замыслу «Родная страна»

Программное содержание. Закреплять умение рисовать по собственному замыслу, самостоятельно продумывать содержание, композицию рисунка, подбирать материал для рисования, доводить задуманное до конца. Совершенствовать умение работать разными материалами. Воспитывать любовь к Родине.

Методика проведения занятия. До занятия поговорить с детьми, о том, как можно в рисунках рассказать о нашей Родине (направляя внимание детей на отражение впечатлений о родном городе, о полях и лесах нашей страны, о труде людей). Предложить каждому ребенку подумать, что он хотел бы нарисовать о нашей Родине, о том, что он видел, что ему больше всего нравится, самостоятельно выбрать для рисунка бумагу подходящего размера и цвета, краски или карандаши (а можно и то и другое). В процессе занятия направлять детей на более полное решение темы.

В конце занятия все рисунки выставить на доске, рассмотреть их с детьми и выбрать наиболее интересные. Незаконченные рисунки предложить завершить в свободное время, а затем все работы вывесить в группе или в зале. Организовать экскурсии по выставке родителей, воспитанников детского сада, сотрудников. Экскурсоводами должны быть сами дети.

Материалы. Бумага разных форматов и цветов, краски акварель, гуашь разных цветов, белила, цветные карандаши, цветные восковые мелки (на выбор).

Связь с другими образовательными областями. Формирование общественных представлений. Знакомство с окружающим, беседы и разговоры с детьми о Родине, чтение книг, просмотр диафильмов, иллюстраций, репродукций.

Алехин А.Д. Когда начинается художник. – М., 1993.

Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М., 1925.

Борев Ю.Б. Эстетика. – М., 1998.

Венгер Л.А., Венгер Н.Б., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988.

Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.

Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду. – М., 1962.

Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М., 1977.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. – М., 1987.

Доронова Т.Н. Дошкольникам о художниках детской книги. – М., 1991.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

Комарова Т. С. Детское художественное творчество. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. – М., 2005.

Комарова Т.С., Ратанова Т.А., Быховец Г.В. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. – М., 2005.

Комарова Т.С., Зырянова О. Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. – М., 2005.

Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура детям. Интегрированные занятия с детьми 5–7 лет. – М., 2005.

Народные художественные промыслы России. – М., 1983.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М., 1979.

Сакулина Н.П. Сенсорное воспитание в процессе изобразительной деятельности. – М., 1965.

Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М., 1999.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1974.

Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. – М., 1947.

Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М., 1961.

Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961.

Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1974.

Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М., 1992.

Як обс он П. М. Психология художественного восприятия. – М., 1947.

Серия рабочих тетрадей «Искусство – детям» : «Филимоновская игрушка», «Городецкая роспись», «Хохломская роспись», «Дымковская игрушка», «Волшебный пластилин», «Простые узоры и орнаменты», «Узоры Северной Двины», «Сказочная гжель», «Смешные игрушки из пластмассы», «Тайны бумажного листа», «Секреты бумажного листа». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Серия наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках» : «Животные жарких стран», «Животные средней полосы», «Птицы средней полосы», «Насекомые», «Высоко в горах», «Арктика и Антарктика», «Деревья и листья», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Морские обитатели», «Рептилии и амфибии», «Ягоды садовые», «Ягоды лесные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Собаки – друзья и помощники», «Животные – домашние питомцы». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.