Понятие совместной деятельности. Основные признаки совместной деятельности Для совместной деятельности характерно наличие

Совместная деятельность представляет собой вид групповой деятельности, при котором совместные усилия двух и более лиц объединены общей целью. Данный вид отношений также называют простым товариществом, которое оформляется заключением договора. Вести деятельность такого характера имеют право организации (коммерческие) и/или индивидуальные предприниматели. Под общим имуществом товарищества понимается весь объем внесенных участниками средств и нажитое совместной деятельностью имущество.

Особенности функционирования

Деятельность данной формы сообщества урегулирована Гражданским Кодексом РФ. Оно не оформляется как ЮЛ, и не может иметь своего наименования, штампов, учредительных документов. По умолчанию предполагается, что вклад каждого из участников совместной деятельности равнозначен, но в договоре возможно отражение иных условий. Вклад товарища может содержать денежные средства, а также навыки, знания, деловую репутацию.

Любой участник может выйти из товарищества когда посчитает нужным. Единственным условием здесь является необходимость предупреждения о выходе из сообщества не менее чем за три месяца. Выход из товарищества не означает прощения всех долгов, возникших перед ним в период, когда вышедший участник еще состоял в товариществе. В случае, когда участник отказывается от бессрочности товарищества, договор расторгается, если иное не прописано в договорном соглашении.

Порядок распределения полученной прибыли и убытков прописывается в договоре. Обычно действует система, в рамках которой финансовые результаты распределяются среди участников пропорционально внесенным вкладам. Попытка вывести члена товарищества из-под распределения является незаконной, и в случае отражения ее в договорном соглашении она не имеет силы.

Расторжение договора товарищества

Законом предусмотрен следующий перечень случаев, при наступлении которых договор будет расторгнут, если иной вариант развития событий не предусмотрен соглашением:

  • Определение статуса участника в качестве банкрота.
  • Признание товарища недееспособным или частично-недееспособным, а также безвестно пропавшим.
  • Истечение срока договорного соглашения. В данном случае не действует оговорка о возможности продолжения деятельности в случае отражения такого пункта в договоре.
  • Расторжение договора может производиться по требованию любого участника с обязательным указанием уважительных причин. Остальные товарищи имеют право требовать возмещения, причиненного выходом из товарищества, ущерба.
  • Выделение по требованию кредитора части имущества его должника.
  • Отказ от бессрочности товарищества.
  • Смерть участника (для физического лица) или реорганизация (для юридического лица). Продолжение деятельности товарищества возможно также при наличии завещания и передачи всех прав наследнику.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Введение

Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, «проблемой века», является для социальной психологии ключевой проблемой. Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности. В том числе и в совместной деятельности. Возрастает значимость социальных последствий человеческих решений.

При анализе различных теоретических подходов к изучению совместной деятельности обращает на себя внимание тот факт, что, постулируя важнейшее ее значение в развитии других процессов и взаимовлияние психологических феноменов совместной деятельности, большинство авторов в принципе не обсуждают вопрос о психологической сущности последней. Анализ конкретных текстов описаний экспериментальных процедур и интерпретации их результатов показывает, что на уровне эмпирики исследователями изучаются фактически разные реальности, объединяемые лишь общим названием “совместная деятельность”. Это приводит к формированию весьма мозаичной картины, в которой отдельные исследования совместной деятельности, вместо того чтобы углублять, развивать и дополнять друг друга, в большинстве своем сосуществуют независимо, не имея практически точек пересечения. Хотя очевидно, что если не вскрываются и не обозначаются исходные основания совместной деятельности, то вопрос о сравнительной эффективности разных типов ее организации, а также о влиянии на нее различных психологических факторов во многом теряет свой смысл.

В связи с этим становится понятно, что вопрос изучения совместной деятельности и факторов, влияющих на ее эффективность является достаточно актуальным.

Понятие совместной деятельности

Главным фактором порождающего и определяющего содержание и процесс совместной деятельности является общение людей.

Существует различные понятия совместной деятельности. Смотря какую сторону жизни человека затрагивает данный термин. В соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность - это договор, в соответствии с которым стороны обязуются сообща действовать для достижения общей цели. По договору о совместной деятельности стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или другой цели, не противоречащей законодательным актам Российской Федерация Денежные или иные имущественные взносы участников договора, а так же имущество, созданное или приобретенное в результате их деятельности являются их общей долевой собственностью. Участник договора о совместной деятельности не вправе распоряжаться долей в общем имуществе без согласия остальных участников договора, за исключением той части продукции и доходов от этой деятельности, которая поступает в распоряжение каждого участника. Участник, которому поручено ведение общих дел, действует на основании доверенности, выданной остальными участниками договора Имущество, объединенное участниками договора для совместной деятельности, учитывается на отдельном (обособленном) балансе у того ее участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора. Данные отдельного (обособленного) баланса в баланс предприятия-участника, ведущего общие дела, не включаются. Распределение прибыли, убытков и других результатов между участниками договора осуществляется в порядке, предусмотренном договором. Каждый участник свою долю прибыли, полученную в результате совместной деятельности включает в состав внереализационных доходов при формировании финансовых результатов.

С психологической точки зрения Совместная деятельность -- организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками совместной деятельности являются:

1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции;

2) наличие единой цели -- предвосхищаемого результата совместной деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в совместную деятельность индивидов,

3) наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними;

4) разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте совместной деятельности, либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены (специализированы и иерархизированы), поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой. Примером высокоспециализированной совместной деятельности является коллективная научная деятельность, предполагающая разветвленную систему социальных ролей ее участников;

5) возникновение в процессе совместной деятельности межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием совместной деятельности, межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. В социальной психологии совместная деятельность рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции включенных в нее индивидов. Совместная деятельность объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и совместной деятельности, о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий совместной деятельности.

В соответствии с которым стороны обязуются сообща действовать для достижения общей хозяйственной цели. Совместная хозяйственная деятельность осуществляется после заключения договора о создании полного товарищества.

Словарь финансовых терминов .


Смотреть что такое "СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" в других словарях:

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - в соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность без создания для этой цели юридического лица осуществляется на основе договора между ее участниками. По договору о С.д. стороны (участники) обязуются путем объединения… … Юридическая энциклопедия

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Вид групповой деятельности, в которой действия ее участников подчинены общей цели. Высший вид С. д. – коллективная деятельность (см. коллектив). От С. д. следует отличать деятельность отдельных лиц, которая только… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Совместная деятельность - это деятельность, совместно контролируемая двумя или большим числом сторон... Источник: Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия (введен в действие на территории Российской… … Официальная терминология

    совместная деятельность - (в социальной психологии) организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками С. д. являются: 1)… … Большая психологическая энциклопедия

    См. Договор простого товарищества … Юридический словарь

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, смотри в статье Простое товарищество … Современная энциклопедия

    - (простое товарищество) договор, в силу которого стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или др. цели, не противоречащей законодательным актам (без создания… … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 сотрудничество (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Совместная деятельность - (англ joint activity/venture) в РФ отношения между субъектами предпринимательской деятельности, возникающие в силу договора простого товарищества … Энциклопедия права

    Совместная деятельность - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, смотри в статье Простое товарищество. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Совместная деятельность взрослых и детей. Основные формы. Пособие для педагогов (+ CD-ROM) , . Пособие входит в программно-методический комплекс "Успех" . В пособии раскрываются вопросы методики подготовки, организации и проведения различных форм совместнойдеятельности взрослых и…
  • Совместная деятельность детей педагогов и родителей в детском саду Из опыта работы , Жесткова Л., Баркан С., Лузай Н.. В книге представлены конспекты совместных занятий роди­телей и детей среднего дошкольного возраста в рамках ДОУ, на­правленных на развитие познавательной, эмоционально-волевой и речевой сфер…

I. Во-первых, совместная деятельность представляет собой единство всех членов группы по месту, времени и действию.

II. Во-вто­рых, все участники совместной деятельности объединены общей целью ее осуществления. Это значит, что индивидуальные це­ли каждого должны совпадать, либо групповая цель должна стать целью каждого участника.

III. В-третьих, совместная деятель­ность предполагает наличие заданной сетки обязанностей членов группы.

IV. В-четвертых, совместная деятельность предпо­лагает наличие связей ее участников между собой, их взаи­мозависимость в процессе деятельности. Эти связи существуют в форме вербальных контактов, обмена действиями и оценка­ми.

V. В-пятых, совместная деятельность в детской группе проис­ходит на фоне совместных переживаний , благодаря ко­торым в детской группе особой силы достигают социально-пси­хологические эффекты подражания взрослым и сверстникам, уподобления себя им и их себе.

Признаки, структура и динамика совместной деятельности (Шевандрин)

Под признаками совместной деятельности (СД) обычно по­нимаются ее отличительные особенности как целостного, так и относительно самостоятельного феномена. К основным призна­кам совместной деятельности относится наличие:

1) единой цели для участников, включенных в деятельность;

2) общей мотивации;

3) объединения, совмещения или сопряжения индивидуаль­ных деятельностей (и индивида), понимаемых как образование единого целого;

4) разделения единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределения между участниками;

5) согласования индивидуальных деятельностей участников, что предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с заранее определенной программой. Такое согла­сование обычно ведется с учетом многочисленных характеристик деятельности: пространственных, временных (темпа, интенсивности, ритмичности) и т.д. Оно достигается с помощью управления;

6) управления - важнейшего признака и атрибута СД;

7) единого конечного результата (совокупного продукта),

8) единого пространства и одновременности выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми.

Психологическая структура СД включает ряд составляющих: общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель совмест­ной деятельности - центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально, представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов (групповой субъект). Общая цель может распадаться на более частные и конкретные зада­чи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъ­екта к цели. Обязательным компонентом психологической структу­ры СД является общий мотив, побуждающий общность индивидов к совместной деятельности (т.е. непосредственная побудительная сила). Следующий компонент совместной деятельности - совме­стные действия, т.е. такие ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач СД. Структуру совместной деятельности завершает общий резуль­тат, полученный ее участниками.



А.Н.Леонтьев в "общем потоке деятельности" выделяет от­дельные (особенные) деятельности - по критерию побуждаю­щих их мотивов. Далее идет уровень действий - процессов, подчиняющихся сознательным целям. Наконец, это уровень операций, которые непосредственно зависят от условий дости­жения конкретной цели.

Целевое или предметно-направленное взаимодействие между индивидами (а значит, и между индивидуальными деятельностями) можно в первом приближении принять за "единицу" психологического анализа СД, которая раскрывает ее качест­венную специфику (аналогично тому, как предметное действие составляет специфику индивидуальной).

В совместной деятельности, как правило, используется не­сколько наиболее типичных стратегий поведения ее участников по отношению К партнерам:

а) содействие как результативная помощь другим, активное способствование достижению общих целей СД;

б) противодействие достижению целей другими участниками СД, совершение несогласованных с ними действий, идущих в противовес желаниям, мнениям, поведению партнеров по взаимодействию;

в) уклонение от взаимодействия, т.е. активный уход, избега­ние взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда ситуация и обстоятельства не только способствуют, но и требуют взаимодействия участников СД для достижения общих целей.

Исследователи выделяют ряд социально-психологических типов взаимодействия. Перечислим их.

1. Сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению инди­видуальных целей каждого и общих целей СД.

2. Противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.

3. Уклонение от взаимодействия, т.е. оба партнера стараются избегать активного сотрудничества.

4. Однонаправленное содействие, когда один из участников СД способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.

5. Однонаправленное противодействие, т.е. один из партне­ров препятствует достижению целей другого, а второй уклоня­ется от взаимодействия с первым.

6. Контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии ак­тивного противодействия первому (в подобных ситуациях такое
противодействие может маскироваться в той или иной форме).

7. Компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия .

Основные признаки совместной деятельности и свойства субъекта СД тесно взаимосвязаны между собой. Среди основ­ных характеристик субъекта совместной деятельности необходи­мо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности (интегрированности), структурированность, согла­сованность, организованность (управляемость), результатив­ность (npoдуктивность) пространственные и временные осо­бенности условий жизнедеятельности.

Целенаправленность группового субъекта деятельности пред­ставляет стремление к основной цели.

Мотивированность как свойство группового субъекта дея­тельности характеризует активное, заинтересованное и дейст­венное отношение (побуждение) к совместной деятельности.

Под целостностью (или интегрированностыо) коллективного субъекта деятельности понимается внутреннее единство состав­ляющих его элементов. Целостность оценивается совокупно­стью следующих параметров: плотность функциональных свя­зей между его членами, показателями которой выступают часто­та и интенсивность контактов между ними; уровень функцио­нальной взаимосвязанности; отношение числа совместно вы­полняемых функций к общему их числу; тип целостности кол­лективного субъекта, проявляющийся в характере доминирую­щих связей между членами коллектива.

Важным свойством группового субъекта деятельности является его структурированность, которая означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и от­ветственности между членами коллектива, определенность его структуры. Эмпирическими показателями структурированности могут выступать доминирующие способы распределения функций (взаимное дополнение, подстраховка, дублирование), способы при­нятия ответственности за выполнение функций в коллективе (кон­центрация, распределение, диффузия ответственности), характери­стики делового взаимовлияния и др.

Согласованность представляет собой гармоничное сочетание участников группы, взаимную обусловленность их действий. Параметром согласованности является прежде всего тип или ха­рактер согласования (соотношения) действий членов группы, который может оцениваться с помощью следующих показате­лей: доминирующих способов разрешения разногласий и проти­воречий, ведущей "зоны" согласования действий участников группы, уровня конфликтности и типичных способов поведе­ния ее участников в конфликтных ситуациях и т.п.

Организованность обобщенного субъекта деятельности озна­чает упорядоченность, собранность, подчиненность определен­ному порядку выполнения совместной деятельности, способ­ность действовать точно, в соответствии с заранее установлен­ным Планом (планомерность).

Интегральным свойством коллективного субъекта деятельно­сти является его результативность, характеризующая Способ­ность достигать позитивного итога

Проблема совместной деятельности по-разному формулировалась не только в разные периоды ее разработки, но и разными исследователями. С ее формулированием связаны прежде всего такие термины, как «групповая активность», «групповая деятельность», «групповое взаимодействие», «коллективная деятельность», «совместная деятельность» и т.п. Несмотря на некоторые различия в формулировках проблемы, а также на изменения в результате ее естественного развития, проблема совместной деятельности до сих пор остается в центре внимания исследователей, в первую очередь социальных психологов, психологов труда и управления. В качестве признаков совместной деятельности (СД) обычно выступают ее отличительные особенности как целостного, так и относительно самостоятельного феномена. К основным признакам совместной деятельности относится наличие:

  • 1) единой цели для участников, включенных в деятельность;
  • 2) общей мотивации;
  • 3) объединения, совмещения или сопряжения индивидуальных деятельностей (и индивидов), понимаемых как образование единого целого;
  • 4) разделения единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределения между участниками;
  • 5) согласования индивидуальных деятельностей участников, что предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с заранее определенной программой и с учетом характеристик деятельности;
  • 6) управления - важнейшего признака и атрибута СД;
  • 7) единого конечного результата (совокупного продукта);
  • 8) единого пространства и одновременности выполнения индивидуальной деятельности разными людьми.

Психологическая структура СД включает такие компоненты, как общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель совместной деятельности - центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, которого стремится достигнуть общность индивидов (групповой субъект). Общая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъекта к цели. Обязательным компонентом психологической структуры СД является общий мотив, побуждающий общность индивидов к совместной деятельности (т.е. непосредственная побудительная сила). Следующий компонент совместной деятельности - совместные действия, т.е. такие ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач СД. Структуру совместной деятельности завершает общий результат, полученный ее участниками.

А. Н. Леонтьев в «общем потоке деятельности» выделяет разные уровни. Сначала это отдельные (особенные) деятельности - по критерию побуждающих их мотивов. Далее идет уровень действий - процессов, подчиняющихся сознательным целям. Наконец, это уровень операций, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели.

Целевое или предметно-направленное взаимодействие между индивидами (а значит и между индивидуальными деятельностями) можно в первом приближении принять за «единицу» психологического анализа СД, которая раскрывает ее качественную специфику (аналогично тому, как предметное действие составляет специфику индивидуальной).

Обычно различают три формы, или модели, организации совместной деятельности:

  • 1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;
  • 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником;
  • 3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Их реальное существование зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.

В совместной деятельности заметно активизируется контроль со стороны самих ее участников (самоконтроль, самопроверка, взаимный контроль, взаимная проверка), что оказывает влияние на исполнительскую часть деятельности, в том числе на скорость и точность индивидуальных и совместных действий.

В совместной деятельности, как правило, используется несколько наиболее типичных стратегий поведения ее участников, которые определяют основные социально-психологические типы взаимодействия участников.

  • 1. Сотрудничество: партнеры по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей СД.
  • 2. Противоборство: партнеры противодействуют достижению целей другими участниками СД, совершают несогласованные с ними действия, в противовес желаниям, мнениям, поведению партнеров по взаимодействию.
  • 3. Уклонение от взаимодействия, т.е. активный уход, избегание взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда ситуация и обстоятельства не только способствуют, но и требуют взаимодействия участников СД для достижения общих целей.
  • 4. Однонаправленное содействие, когда один из участников СД способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.
  • 5. Однонаправленное противодействие, т.е. один из партнеров препятствует достижению целей другим, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником.
  • 6. Контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме).
  • 7. Компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.

Основные признаки совместной деятельности и свойства субъекта СД тесно связаны между собой. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности (интегрированности), структурированность, согласованность, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности.

Целенаправленность группового субъекта деятельности представляет стремление к основной цели.

Мотивированность как свойство группового субъекта деятельности характеризует активное, заинтересованное и действенное отношение (побуждение) к совместной деятельности.

Под целостностью (или интегрированностью) коллективного субъекта деятельности понимается внутреннее единство составляющих его элементов. Целостность оценивается совокупностью параметров:

  • - плотностью функциональных связей между его членами, показателями которой выступают частота и интенсивность контактов между ними;
  • - уровнем функциональной взаимосвязанности; отношением числа совместно выполняемых функций к общему их числу;
  • - типом целостности коллективного субъекта, который проявляется в характере доминирующих связей между членами коллектива.

Важным свойством группового субъекта деятельности является его структурированность, которая означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и ответственности между членами коллектива, определенность его структуры. Эмпирическими показателями структурированности могут выступать доминирующие способы распределения функций (взаимное дополнение, подстраховка, дублирование и т.п.), способы принятия ответственности за выполнение функций в коллективе (концентрация, распределение, диффузия ответственности), характеристики делового взаимовлияния и др.

Согласованность представляет собой гармоничное сочетание участников группы, взаимную обусловленность их действий. Параметром согласованности является прежде всего тип или характер согласования (соотношения) действий членов группы, который может оцениваться с помощью следующих показателей:

  • - доминирующий способ разрешения разногласий и противоречий;
  • - ведущая «зона» согласования действий участников группы;
  • - уровень конфликтности;
  • - типичные способы поведения ее участников в конфликтных ситуациях и т.п.

Организованность обобщенного субъекта деятельности означает упорядоченность, собранность, подчиненность определенному порядку выполнения совместной деятельности, способность действовать точно в соответствии с заранее установленным планом (планомерность).

Интегральным свойством коллективного субъекта деятельности является его результативность, характеризующая способность достигать позитивного итога.

Наблюдения за процессом совместной деятельности и собственные экспериментальные исследования позволили Н. Н. Обозову построить модель регуляции совместной деятельности (рис. 23).

Рис. 23.

Центральным блоком в этой модели является блок «Условия деятельности и взаимодействия». Разграничение таких понятий, как «деятельность» и «взаимодействие», не случайно. Они выступают вместе в совместной деятельности и взаимообуславливают друг друга. В. Е. Смирнов в своей работе «Психология юношеского возраста» отмечал: «Для членов группы, производящих какое-либо совместное действие, всегда имеются две стороны: стимуляция со стороны самой работы и стимуляция, исходящая от других».

В совместной деятельности Н. Н. Обозов выделяет два аспекта:

  • а) собственно предметную деятельность;
  • б) совокупность процессов, устанавливающих различные связи и зависимости между людьми в процессе этой деятельности или общения.

Данное мнение подтверждает факт разделения условий деятельности и взаимодействия. Й. Лингард обозначил два типа обратных связей: собственно обратную связь об индивидуальной деятельности и социально-обратную связь, обусловленную взаимодействием между индивидами.

Обратная связь - это один из важнейших компонентов регуляции любой биологической и социальной системы, и если без обратной связи практическая деятельность немыслима, то в условиях взаимодействия большего числа людей система обратной связи еще больше усложняется. В связи с этим Курт Бак выделяет два типа коммуникации (которым соответствуют определенные структуры языка):

  • а) направленный на отношения, т.е. взаимодействия;
  • б) направленный на действия и деятельность.

Р. Бейлз различает в совместной деятельности область решения задач и область эмоций. Область эмоций характеризуется наличием таких форм речевых и поведенческих реакций, которые в большей мере направлены не на саму деятельность (решение задач), а на взаимодействие (межличностные отношения). Эти реакции имеют эмоциональную, субъективную окраску, характеризуют степень удовлетворенности совместной деятельностью. Другое дело - область решения задачи: она связана с выдвижением гипотез, их обсуждением и принятием решений. Выбор способа решения, в свою очередь, связан с определенными эмоциональными переживаниями участников групповой деятельности.

Эффективность деятельности группы зависит от многих факторов, в том числе и от условий, в которых она протекает. Это могут быть спокойная деловая обстановка, отсутствие давления извне или, наоборот, стрессовые условия, когда группа работает с эмоциональным «надрывом» в экстремальной ситуации. Среди условий, влияющих на эффективность СД, надо отметить следующие:

  • 1. Специфика и сложность задач. Это внегрупповой фактор, он задается извне и определяет содержание совместной деятельности. Сложность задачи определяется не только тем, какие психические процессы и функции вовлекаются в деятельность (сенсорно-перцептивные, мнемические, логические), но и тем, как часто выполнялись действия и вырабатывались навыки - нормы взаимодействия с орудием и объектом труда.
  • 2. Время совместной работы или любого другого вида взаимодействия, например общения приятелей, супругов, может рассматриваться с различных позиций.

При официальной организации взаимодействия людей время оценивается как фактор объективной необходимости для совместной деятельности. Время же взаимодействия при неофициальных отношениях определяется внутренними потребностями каждого из участников общения. Время совместной работы и совместного проживания является не только условием проверки прочности отношений, но, что еще более важно, это фактор формирования личностных, в частности характерологических, особенностей взаимодействующих людей. Как указывал по этому поводу С. Л. Рубинштейн, при длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга часто накладывает значительный отпечаток на их характер, причем в одних случаях происходит как бы обмен характерологическими свойствами и взаимное уподобление. В результате длительной совместной жизни люди иногда приобретают общие черты, становятся похожими друг на друга.

3. Количественный состав группы в условиях официальных отношений (например, учебная деятельность) определяется извне. Количественный состав имеет определенное значение для регуляции эффективности групповой деятельности. С увеличением группы ее эффективность возрастает, но лишь до определенного уровня: при достижении некоторого «критического значения» величина группы перестает влиять на эффективность ее деятельности, а затем - при ее большем увеличении - эффективность снижается (слишком большая численность приводит к тому, что люди начинают мешать друг другу), отмечал Б. Ф. Ломов. Но при этом необходимо соотносить специфику деятельности группы, сложность решаемых задач с реальной численностью.

Соотношение количества членов группы и эффективности ее работы имеет криволинейную зависимость. В проявлении этого фактора следует различать пороговые значения численности группы: нижний порог - это число лиц, способных справиться с общей задачей; верхний порог - это число лиц, эффективно справляющихся с заданием, но которое может быть незначительно сокращено без видимого ущерба.

4. Взаимосвязанность членов группы является одним из основных условий, влияющих на их взаимодействие. При этом под взаимодействием надо понимать такую систему действий участников, когда действия одного обуславливают определенные действия других людей. Степень взаимосвязанности определяется тем, каков характер взаимодействия между индивидами: официальный или неофициальный. Неофициальные межличностные взаимоотношения не являются заданными, они регулируются самими членами группы. В официальной организации взаимосвязанность определена инструкциями, приказами, предписаниями и не зависит от желания людей.

Малая взаимосвязанность представляет большие возможности для самостоятельной работы. По мере усиления взаимной связанности, возможности самостоятельных действий уменьшаются, но одновременно усиливается роль общегрупповых достижений. Больше того, увеличение взаимосвязанности повышает значение руководителя.

Й. Лингард попытался определить уровни взаимной зависимости с учетом сложности и качества межличностных связей:

  • а) первый уровень взаимосвязанности характеризуется изменением поведения под влиянием присутствия других лиц, ведущих себя подобно зрителям, и обозначен ученым как «публичный эффект»;
  • б) второй уровень - взаимосвязанность, при которой поведение изменяется под влиянием активно участвующих в конкретной деятельности других лиц. Совместное действие в данном случае необходимо различать по степени взаимосвязанности: от эмоциональной и заинтересованной совместной деятельности других лиц без непосредственной помощи до взаимного сотрудничества.
  • 5. Функциональную структуру группы можно дифференцировать на первичную (заданную условиями и формальными признаками организации) и вторичную (соответствующую распределению ролей в процессе решения задач). Для оптимального регулирования системы управления необходимо рациональное соотношение между заданным и произвольным распределением функциональных обязанностей. Произвольное (вторичное) распределение функций определяется, с одной стороны, системой задач, которые решает группа, а с другой - индивидуально-типическими, личностными и социально-психологическими особенностями членов группы. В сплоченных группах лидер эффективнее, чем в менее сплоченных. «Сплоченность группы» и «эффективность лидерства» - это взаимозависимые переменные. Группа может быть сплоченной только при оптимальном распределении функций между ее членами, поэтому естественно, что и эффективность лидерства будет больше; это качество сплоченной группы - следствие согласия внутри нее.
  • 6. Изолированность группы от обычной социальной среды (экспедиции, экипажи морских судов и космических кораблей) и ее автономность («замыкание» на какой-либо внешний объект, например любое лицо, не входящее в состав группы; прибор, расцениваемый как внешний элемент). Слабая автономность группы выражается в конфликте, который замыкается между ее членами. Социальная изоляция более, пожалуй, чем физическая, действует на самочувствие человека. Но в отличие от индивидуальной изоляции отсутствие обычного круга общения компенсируется возрастанием уровня межличностных отношений внутри самой группы, хотя и до известных пределов. Сужение круга и углубление общения быстрее исчерпывают информативную ценность каждого из членов группы, что, в конечном счете, приводит к индивидуальной изоляции.

Автономность группы выступает как следствие не только физических условий, но и внутренних и внешних социально-психологических. Это выражается в том, что хорошо сработавшаяся группа, включаемая во взаимодействия с другими группами, порой проявляет агрессивность по отношению к членам других групп.

7. Мотив как побуждение - это источник или причина действия. Однако в условиях совместной работы людей в группе притязания одного могут не согласовываться с притязаниями другого.

Характер мотивации каждого члена группы и всей группы в целом различается по силе и направленности. Внутренняя мотивация каждого члена группы определяется прежде всего условиями решения задач, которые могут усиливать или ослаблять ее. Сила мотивированности зависит от взаимного влияния членов группы друг на друга. При высоком уровне положительного отношения к работе происходит усиление мотивированности каждого члена и всей группы в целом. Направленность мотивации выражается через ориентацию личности на личный успех (на саму себя), коллективистский (на группу) и деловой (на задание). Ориентация на собственный или групповой результат находится в непосредственной зависимости от степени взаимосвязанности между членами группы. При большей мотивации увеличивается мотивация членов группы на общую эффективность совместной деятельности, либо в группе возникает конфликт вплоть до отказа от решения задачи.

8. Система дополнительных факторов, по мнению Н. Н. Обозова, является разнообразной по структуре и включает в себя, с одной стороны, индивидуальные психологические особенности членов группы, а с другой - их однородность-разнородность по различным психологическим характеристикам.

В первом случае выделяют два внутригрупповых фактора. Первый фактор - уровень индивидуальных характеристик членов группы - выступает как показатель тех возможностей, которыми обладает каждый участник совместных действий в отдельности (сюда можно включить нейродинамические, психомоторные, интеллектуальные, социально-психологические особенности людей).

Второй фактор - однородность-разнородность группы (степень подобия между людьми в группе). Для одного типа совместной деятельности важны близость, подобие членов группы по каким-либо параметрам, для других видов работ условиями успешного выполнения групповых задач являются контраст и различия. Особое значение имеют возрастные и половые различия людей; их роль в регулировании взаимодействий (общения, отношений) чрезвычайно велика.

Фактор однородности-разнородности группы имеет два уровня.

  • 1. Первый уровень однородности-разнородности группы (степень подобия-контраста вероятных участников взаимодействия) есть соотношение их индивидных (природных), личностных и социально-психо- логических параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентаций, мировоззренческих позиций). Данный уровень участвует в регуляции эффективности совместной деятельности и межличностных отношений людей, но его регулирующая функция может не осознаваться членами группы. Это совсем не означает, что партнеры не видят реального сходства или различия между собой; просто это настолько очевидно, что воспринимается как само собой разумеющееся.
  • 2. Второй уровень однородности-разнородности членов группы есть соотношение (сходство-различие) их мнений, оценок, отношения к себе, партнеру, другим людям, предметному миру. Второй уровень включает в себя два субуровня:
    • - первичный (или исходный) подуровень состоит из исходных данных до взаимодействия, соотношения мнений, оценок (о мире предметов и о себе подобных) и отношений (к миру предметов и к себе подобным);
    • - вторичный подуровень есть соотношение (сходство-различие) мнений, оценок и отношений, как следствие взаимодействия между членами группы. Он является следствием взаимодействия мнений, оценок и отношений общающихся партнеров; регулируется такими механизмами социального поведения, как подражание, внушение, конформность. Степень позитивной изменчивости мнений, оценок, позиций - один из основных показателей сплоченности, солидарности группы. Благодаря изменчивости преобразуется этот подуровень. Изменчивость зависит не только от исходного соотношения параметров первичного подуровня, но и от первого уровня неоднородности группы, т.е. от соотношения индивидных, личностных и социально-психологических особенностей членов группы. В свою очередь, изменение и принятие других мнений, оценок, отношений участвуют в формировании ценностных ориентаций, интересов, т.е. происходит изменение первого уровня однородности-разнородности.

Исходное, первоначальное соотношение мнений, оценок и отношений в группе характеризует единство взглядов и выражает сходство- различие интересов, ценностных ориентаций и личностных установок. Партнеры не только осознают сходство-различие в своих мнениях, оценках, отношениях, но и ощущают его реальную значимость для совместной деятельности и межличностных отношений.

Все изложенное выше позволило Н. Н. Обозову сделать вывод о том, что в регуляции эффективности групповой деятельности участвуют самые разные системы факторов:

  • а) внегрупповые (физические и социальные);
  • б) внутригрупповые (нормы, межличностные отношения, исходные и результативные);
  • в) внеличностные (однородность-разнородность по индивидуальнопсихологическим параметрам);
  • г) внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояния, исходные мнения, оценки и отношения).

Фактором, связывающим все перечисленное, является фактор общественной значимости совместной деятельности группы людей.