Что делать совсем отчаялся в жизни. Отчаяние и бессилие: есть ли выход? Невозможность преодоления духовных препятствий собственными силами

Полное отчаяние: как уцелеть в житейской буре

Сентябрь 22, 2017 - 2 комментария

Полное отчаяние настигает, когда случается непоправимое и кажется, ничего уже невозможно изменить. Как жить дальше, когда горькое отчаяние и тоска терзают сердце брошенных любимыми, как пережить отчаяние человеку, потерявшему работу или средства к существованию и охваченного паникой. Но самым безысходным может быть отчаяние тех, кто устал биться в поисках смысла жизни. Когда наступает отчаяние, будущее кажется покрытым полнейшим мраком.

Попробуем на мгновение отстраниться от тяжелых переживаний и вместе увидеть, что стало причиной сильнейшего отчаяния, ведь понимая причину, мы находим и точку опоры. Как найти выход и преодолеть полное отчаяние - разбираемся с системно-векторной психологией Юрия Бурлана.

Если отчаяние настолько универсальное ощущение, то может и средство бороться с отчаянием бывает таким же универсальным? Бывает.

Юрий Бурлан раскрывает, как устроена психика человека, и эти осознания о себе и других, о причинах наших поступков и реакций удивительным, но вполне закономерным образом дают почву под ногами. Повышают стрессоустойчивость и позволяют пережить сложный период. Вы осознаете, почему вам плохо, и видите свои резервы, которые в состоянии полного отчаяния бывает сложно ощутить. Разберем проблему полного отчаяния на примерах.

Состояние отчаяния у человека, который потерял любовь

Сверхэмоционального и чувствительного обладателя зрительного вектора привести в отчаяние может разрыв эмоциональной связи, утрата любимого человека. И чем сильнее была связь, чем ближе был тот, кого потерял зрительник, тем сильнее будет отчаяние у человека. Наступает уныние, кажется, что полюбить больше никогда не удастся. Находиться в таком состоянии долго невозможно, и тогда отчаяние может смениться полной апатией в отношении любви, человек может за всю жизнь так никого и не полюбить.

Когда настигает подобного рода отчаяние, что делать отчаявшемуся зрительнику? Осознать свою природу, особенности, свое предназначение в этом мире с помощью системных знаний о психике. И хотя в моменты полной безнадежности и отчаяния весь свет не мил, стоит сделать усилие над собой, выйти из скорлупы переживаний, которые, по сути, сосредоточены на себе, и суметь направить всю свою эмоциональность, давящую болью изнутри, на помощь другому. Удивительным образом это меняет все.

Для зрительного вектора с врожденным желанием к состраданию, сопереживанию, к любви - это единственный верный способ избавиться от чувства отчаяния при мысли, что любовь потеряна навсегда.

Вот что пишут об этом те, кто смог преодолеть отчаяние от разрыва эмоциональной связи:

«…Я жутко его боялась, до ощутимой неконтролируемой дрожи в ногах, руках, до легкого обморока. И одновременно это была эмоциональная и сексуальная зависимость, которая ушла незаметно и навсегда. Очень хотелось расстаться, ушла от него. И такое началось… Тренинг я начала проходить в самый решающий и сложный момент в жизни. Он уже едва сдерживал свою агрессию.

Все что слышала на тренинге нисколько не удивляло, все так естесственно и реально... И в какой-то момент все изменилось, хозяйкой ситуации стала я. Из ничего — в силы и желание жить. Бессознательно уже тогда (только сейчас поняла это) я перестала вообще его провоцировать и более того, в критические моменты говорила то, что ему так сказать угодно было. И тем самым защищала себя. ...»

Отчаянное состояние человека, потерявшего деньги

Совсем иные причины отчаяния у человека с кожным вектором. Кожники довольно скрытны, и не часто можно услышать их просьбы о помощи, но все же полную безнадежность от незнания, что делать дальше, могут испытывать и они.

Для обладателя кожного вектора очень важно жить лучше окружающих, быть первым во всем. Очень важный показатель такой жизни - деньги. И если вдруг кожник никак не может заработать достаточно денег или по какой-то причине теряет заработанный капитал, это может надолго ввергнуть его в отчаяние. Полное непонимание того, куда двигаться дальше, делает жизнь на грани отчаяния не жизнью, а существованием.

Когда настигает подобного рода отчаяние - что делать несчастному кожнику? Глубокое отчаяние у человека с кожным вектором происходит так же, как у зрительника, - от того, что возникает ложная мысль о невозможности встать на ноги. Кажется, что вместе с деньгами и положением в обществе теряется какая-то важная частица самого себя. Однако это не так.

Бороться с этими навязчивыми мыслями можно с помощью полного осознания своих свойств на тренинге Юрия Бурлана Системно-векторная психология. Врожденные качества и свойства никуда не пропадают под воздействием внешних факторов. Может появиться страх, полная неуверенность в будущем и своих действиях, но качества, полученные при рождении человеком, навсегда остаются с ним.

Человек в отчаянии: выход из плохого состояния

Если суммировать, то можно дать небольшой список советов для обладателя любого вектора в случае, когда одолевает отчаяние:

  • понять причину, приведшую в отчаяние, на глубинном, бессознательном уровне (на уровне векторов и врожденных свойств);
  • осознать свои природные свойства - это позволит найти способы, чтобы потихоньку выйти наружу, реализовать себя;
  • действовать.

Сложнее всего полная безысходность переживается человеком со звуковым вектором, который страдает от ощущения бессмысленности жизни. Когда прижимает отчаяние и звуковик не знает, что делать, в ход могут пойти деструктивные методы. Например, наркотики. Если зрительник может найти любовь, а кожник - деньги в окружающем нас мире, то звуковик в поисках смысла жизни может испытать полное отчаяние, потому что кажется, что все уже испробовано, но ничто его не наполняет ощущением осмысленности.

На тренинге Системно-векторная психология Юрия Бурлана человек со звуковым вектором находит ответы на интересующие его вопросы. Так, как это сделали уже многие.

В тяжелую ситуацию горя, неудачи или потери в своей жизни попадал любой человек. Каждому известно чувство растерянности, отчаяния и безысходности, ощущение собственной ущербности. Кто-то умеет быстро справиться с подобным состоянием и перестроиться, кому-то это удается со временем, а некоторые бывают «выбиты из седла» очень надолго, если не навсегда, считают себя неудачниками, сломленными судьбой или обстоятельствами, перестают действовать, жить полноценной жизнью, уходят в болезнь или запой, а может и в депрессию. Что же делать?

Уныние один из смертных грехов. Это значит, что нельзя поддаваться панике, предаваться упадническим настроениям, отчаиваться, терять надежду и впадать в хандру. Это очень легко провозгласить, но очень тяжело сделать. Попробуем разобраться, как не предаться отчаянию и как преодолеть уныние. Может быть все-таки, есть какие-либо способы борьбы и преодоления этого тяжелого душевного состояния.

1. Верить в себя и свои силы

Это значит знать, что вы выдержите и сможете преодолеть многое. Знать, что многое зависит от вас и вы не просто «винтик». Если не получилось с первого раза, получится с очередной попытки.

2. Трезво, честно (перед самим собой) и реалистично оценивать свои возможности и способности

Это значит, осознавать уровень своих знаний и умений, понимать, что кто-то может быть лучше вас. Взвешенная оценка позволит избежать разочарования и неприятностей, лишней и напрасной траты сил. Но разве кто-то мешает нам стать лучше, сильнее, мудрее, профессиональнее? Никто, кроме нас самих.

3. Спокойный анализ ситуации

Необходимо спокойно, без эмоций, оценить неудачный опыт и понять, что было сделано не так: возможно усилий было недостаточно, а может, наоборот, чересчур много. Анализ ситуации даст спокойствие, только в уравновешенном состоянии можно найти конструктивное решение. А спокойное ровное состояние – это уже не хандра.

4. Извлекать урок

Это значит понимать, что неудачи – это предвестники победы, и неудачи бывают у всех, но не все относятся к неудаче как к провалу. Это просто ОПЫТ. Терпимое отношение к неудаче высвобождает успех. Необходимо выработать привычку из провала извлекать пользу, это один из важнейших приемов достичь успеха.

5. Получить поддержку – моральную и профессиональную

Это значит, обратиться за помощью к близким людям – семье, друзьям. И/или обратиться специалистам – медикам, педагогам, психологам, духовным учителям. Поддержка и помощь близких в сложных ситуациях необходима всем. Но, если вы очень часто обращались за помощью и исчерпали кредит доверия родственников и друзей, то тяжелая ситуация как раз тот случай, когда можно взять управление своей судьбой в свои собственные руки.

6. Ищите позитив в случившемся

Известен факт – в результате кризиса, один очень состоятельный бизнесмен потерял 100 млн. долларов. У него осталось ТОЛЬКО 100 тыс.долларов. Он покончил с собой. Потеря денег была для него потерей всего, даже страшнее потери жизни.

И теперь представим среднестатистического гражданина, у которого не было и рубля и вдруг 100 тыс.долларов! Огромные деньги! Оказывается, это с какой точки зрения посмотреть. Остались живы и здоровы, в семье всё хорошо, – остальное можно пережить и преодолеть.

7. Не нарушайте законов – государственных и моральных

Это даст возможность жить в ладу с самим собой и с окружающими, и не приведет к трудным и опасным (а может и непоправимым) ситуациям.

8. Отвлечение

Помните как говорила Скарлетт О’Хара? «Я подумаю об этом завтра…» Трудноразрешимая, а может и совсем неразрешимая ситуация, – это не вся жизнь, это только часть, хотя и очень болезненная. В жизни должно быть многое, что «держит на плаву». Это любовь, дружба, религия, природа, искусство (литература, живопись, музыка и т.д.), спорт, хобби. Найдите занятие, которое отвлечет от тяжких дум, или просто займитесь другим делом. Это может быть генеральная уборка, ремонт, что-то такое, что займет все силы и время. Ведь не зря в народе говорят – утро вечера мудренее.

Только не «уходите» в алкоголь и прочие подобные удовольствия. Это лишь загонит проблему глубоко, откуда достать ее будет тяжело, да еще и прибавится моральное и физическое похмелье.

9. Избегайте негативных эмоций, особенно чувства вины и чувства стыда

Эти эмоции не помощники в решении сложных жизненных задач. Негативные эмоции препятствуют полноценной работе мозга, с ними невозможно принять верное в данный момент решение. И самое печальное, что негативные эмоции – это основа возникновения различных зависимостей, алкогольной, никотиновой, наркотической и т.д.

10. Берите ответственность в свои руки

Взять ответственность на себя, это понимать, что за свою жизнь, ее качество, личные достижения, отвечаете только вы сами, и не перекладывать вину на коллег, родителей, учителей, начальников и т.д. Если что-то сделали не так, то постарайтесь исправить ситуацию словом и делом, – извинитесь, поговорите и объясните вашу позицию, помогите наладить то, что испортили.

11. Улыбайтесь!

Если очень плохо на душе, постарайтесь улыбнуться и даже через силу растянуть губы в улыбке. Тело помнит о том, что такое положение губ соответствует хорошему настроение, и как это не удивительно, настроение начнет выравниваться и даже (!) улучшаться. Напряжение, эмоциональное и физическое, начнет спадать, ситуация перестанет казаться такой неразрешимой или трагической.

Преследующие нас провалы способны выработать страх неудачи и стратегию избегания неуспеха. Это значит, что человек не будет стремиться к достижению успеха, а будет отказываться от активных действий и стараться всеми силами избежать неудачи. Самая плохая новость, что никто не сможет помочь преодолеть этот страх. Но и самая хорошая новость в том, что все в наших руках. У нас есть выбор: или мы растим огромные сорняки страха или можем посеять семена веры в себя и свои силы. Удачи!

(по преподобному Силуану Афонскому и архимандриту Софронию)

Вначале приведем цитату из известной книги архимандрита Софрония (Сахарова) “О молитве”: “Из моего опыта я могу сказать: есть два рода отчаяния: одно - чисто негативное, губящее человека духовно и затем телесно. Другое - благословенное. О нем я не перестаю говорить” .

В другом месте, в книге “Старец Силуан” отец Софроний добавляет: “Иначе действует враг-дьявол с теми, кто принимает его, и иначе по отношению к тем, которые борются. Иное - страдание гордого отчаяния, и иное - души благочестивой, когда Бог позволяет сатане сотворить брань с душою. Это последнее искушение чрезвычайно тяжело и попускается редко” . Об этом последнем состоянии писалось не очень много; хотелось бы обратить внимание на связь такого состояния со страданиями библейского Иова.

Многолетний опыт подвижничества, духовный авторитет отца Софрония, которого многие почитают старцем, и глубина его творений не позволяют просто отмахнуться от этих слов о благословенном отчаянии, нелегких для восприятия, но требуют серьезно задуматься.

Губительное отчаяние

Когда в Православии говорят об отчаянии, чаще всего имеют в виду первый из указанных отцом Софронием родов отчаяния - “чисто негативное и губящее человека” отчаяние как один из наиболее тяжких грехов (согласно “Словарю живого великорусского языка” В. И. Даля, отчаяние - это безнадежность, лишение последней веры и надежды.

Рассмотрим подробнее сначала именно этот, губящий человека род отчаяния. Как отмечает епископ Варнава (Беляев), у людей, ведущих духовную жизнь, это губительное отчаяние также бывает двух родов: “Отчаяние первого рода происходит от отягчения совести множеством содеянных грехов, когда душа, по причине большого количества этих язв, погружается от тяжести их в глубину безысходного горя и безнадежия.

Другого рода отчаяние бывает от гордости, когда человек, впадший в какой-либо грех, никак не хочет смириться и признать, что он заслужил падение От первого вида исцеляют воздержание и теплая надежда на Бога, а от последнего - смирение и то, чтобы никого не осуждать” .

А вот как описывает это состояние отец Софроний: “Доколе в человеке сильна гордость, дотоле он может подвергаться приступам особо мучительного, адского отчаяния, которое извращает все представления о Боге и о путях Его промысла. Гордая душа, пребывая в тягостном страдании и мраке ада, виновником своих мучений считает Бога и мыслит Его как безмерно жестокого. Лишенная подлинного бытия в Боге, она все оценивает из своего болезненно-страдальческого состояния и начинает ненавидеть и свою жизнь, и вообще все бытие мира.

Пребывая вне Божественного света, в своем отчаянии она доходит до того, что и бытие Самого Бога начинает ей представляться как безнадежная бессмыслица, в силу чего ее отталкивание от Бога и ненависть ко всякому бытию становятся все большими и большими” .

Основные причины такого отчаяния - оскорбленное самолюбие, страх перед общественным позором в случае, если узнают о совершенном преступлении, боязнь наказания, крушение идеалов или задуманных предприятий, безнадежная любовь и прочее. В наиболее тяжких случаях отчаяние может довести человека до самоубийства.

Необходимо также отметить, что многие Святые Отцы говорили о необходимости борьбы со страстями (духовной брани) и о том, что страсти могут посылаться нам для духовного совершенствования. Господу более угодна наша борьба со страстями, нежели полное отсутствие страстей, бесстрастие. Известно, например, свидетельство о преподобном Иоанне Колове, который вначале умолил Бога, чтобы ему было даровано бесстрастие, а затем, по совету старца, испросил у Господа возвращение браней и терпение, ибо, как сказал старец, “по причине браней душа приходит в преуспеяние”.

Преподобный Силуан дает весьма поучительный комментарий на этот важный для православной духовной практики эпизод, нашедший отражение в Священном Предании. Преподобный Иоанн Лествичник также указывает: “Да благодушествуют страстные смирившиеся. Ибо если они и во все ямы впадали, и во всех сетях увязали, и всяким недугом вознедуговали, но по выздоровлении бывают для всех светилами и врачами, путеводителями и наставниками, объявляя виды и свойства каждого недуга и своею опытностью спасая близких к падению” .

Нельзя не упомянуть здесь также и поучительный случай, о котором свидетельствуют “Троицкие листки с луга духовного”. Речь идет о явлении преподобного Сергия Радонежского человеку, находившемуся в отчаянии и собиравшемуся покончить жизнь самоубийством. Человек этот был так потрясен видением, что отбросил пояс, на котором только что хотел повеситься, и направился в Троице-Сергиеву Лавру, где получил утешение от отца Анфима. Молитвой у раки преподобного Сергия он был окончательно утешен и вышел из обители, как новорожденный младенец. Он смотрел на мир другими глазами, и душа его совершенно успокоилась.

Переживание губительного отчаяния опасно, но еще не фатально. Человек, впавший в губительное отчаяние, еще может (и должен) обратиться к Богу с горячей покаянной молитвой, и Господь непременно даст ему исцеление и новые силы для продолжения духовной брани. Вот как пишет об этом преподобный Исаак Сирин: “Если приключится человеку впасть и в многоразличные прегрешения, да не перестанет радеть о добре, да не останавливается в своем течении. Но и побеждаемый, снова да восстает на борьбу со своими противниками и ежедневно да начинает полагать основание разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего” .

В заключение этой части статьи необходимо отметить, что, согласно учению православных отцов-аскетов, состояние отчаяния самым тесным образом связано с печалью и унынием.

Отчаяние “по Богу”

Существует и состояние духа, внешне, по своим психологическим характеристикам, схожее с описанным выше, но принципиально иное. Вот как описывает его отец Софроний: “Когда впервые промыслительно Богом оставленный человек испытывает приближение сатаны, тогда все его существо, и душа и тело, подавляется великим страданием и страхом, который нельзя сравнить со страхом от преступников и убийц, потому что в нем есть мрак вечной гибели.

Душа тогда познает, что есть дьявол; познает силу его жестокости; и пораженная колоссальностью стоящего перед нею зла - вся сжимается. От ужаса, отчаяния и трепета она приходит в такое изнеможение, что не находит в себе силы молиться. Она не чувствует с собою Бога-Заступника, а враг говорит: «Ты в моей власти… А на Бога не надейся и забудь Его; Он неумолим»”. В эти минуты душа, не желая принять дьявола, или безмолвно, без слов замирает с мыслью о Боге, или же, в лучшем случае, находит в себе силы призвать имя Божие. После уже она познает, что именно в этой борьбе Бог исключительно внимает ей” .

Как отмечали многие отцы Церкви (в частности, преподобные Иоанн Кассиан, Нил Синайский, Исаак Сирин, святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др.), греховные страсти извращают спасительные “настроения человека, психологическая основа которых напечатлена в природе человека как несомненно полезное средство, условие, благоприятствующее в деле осуществления человеком его религиозно-нравственного назначения”.

Эти настроения, как справедливо подчеркивает С. М. Зарин, возникают в связи с познанием истинного блага, с одной стороны, и из-за сознания порочности нашей жизни, с другой. Они поддерживаются созерцанием блаженства Жизни Вечной и стремлением к совершенству. Созерцая бесконечный идеал, человек не только глубже чувствует и яснее осознает несовершенство человеческого естества вообще, но вместе с тем - и это принципиально важно - начинает ощущать несовершенство своей собственной личности. В этом случае указанное чувство становится активным стимулом религиозно-нравственного развития человека.

Описываемое выше состояние в православной аскетике именуется печалью “по Бозе” (по Богу, ради Бога).

По свидетельству преподобного Исаака Сирина, печаль только в одном случае становится полезной для нас, когда она является печалью “по Богу”. Печаль “по Богу” “возникает от покаяния в грехах или от желания совершенства, или от созерцания будущего блаженства. Сердце, исполненное печали о немощи и бессилии в делах телесных, явных, заменяет собою все эти телесные дела” .

Печаль “по Богу” является одним из существенных и исходных моментов христианской веры, необходимой для спасения. Ее отличие состоит в том, что она находит свое религиозно-нравственное основание, опору и главную цель именно в Боге. Человек испытывает острую неудовлетворенность своим состоянием (и при этом ощущает невозможность изменить это положение собственными силами) именно постольку, поскольку это состояние становится существенным препятствием для достижения единственно ценной для него цели - стремления к Богу.

Таким образом, печаль в этом “добром” направлении помогает поддерживать в человеке активность, побуждает его на аскетический подвиг. Этот подвиг всестороннего совершенствования выражается как в очищении человека от страстей, так и в приобретении им важнейших христианских добродетелей. Преподобный Исаак Сирин называл такую “печаль ума” драгоценным Божиим даром.

Состояние печали “по Богу” отличается от описанной нами выше губительной страсти тем, что человек с болью ощущает в себе несоответствие между стремлением души к Богу и желанием достичь этого собственными силами. Основной целью его жизнедеятельности становится Бог, а не удовлетворение собственных помыслов, желаний и страстей и не заботы о своем земном существовании. Находясь в состоянии “обычной” печали, человек замыкается на самом себе, но печаль “по Богу” чаще всего приводит к обретению Божественной благодати (ибо сказано: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф 7:7), а губительные страсти печали и отчаяния без покаяния могут вызвать безысходную тоску, апатию и бездеятельность, паралич воли и способностей.

То духовное состояние, о котором пишет архимандрит Софроний и которое психологически близко к состоянию отчаяния, обладает, однако, своими существенными особенностями. Такое отчаяние имеет своим основанием не боязнь раскрытия тайных грехов и не гордыню, а неутолимую ревность по Богу. Это более интенсивное и острое проявление печали “по Богу”. Для удобства изложения мы будем далее называть это состояние отчаянием “по Богу”.

О близком по содержанию духовном состоянии человека свидетельствует святитель Феофан Затворник, говоря о таинстве покаяния: “Больше всего характеризует его (таинство покаяния - А. Г.) болезненный перелом воли. Человек оскорблял Бога; надобно теперь гореть в огне суда неумытного. Кающийся испытывает болезни рождающих, и в чувствах сердца некоторым образом прикасается мучениям ада В кающемся то ужасы почти отчаяния, то веяние отрады милосердия сменяются одни другими” .

Отец Софроний использует страшное слово “отчаяние” для того, чтобы описать то предельное страдание, которое ощущает душа, почувствовавшая благодать Божию и затем потерявшая ее, чтобы подчеркнуть ту силу, которой может достигать эта печаль “по Богу”.

Преподобный Силуан Афонский по этому поводу пишет об “унынии сердца”: “Когда Господь посетит, то душа знает, что был милый Гость и ушел, и скучает душа по Нему, и слезно ищет Его: «Где Ты, Свете мой, где Ты, Радость моя? Следы Твои благоухают в душе моей, но Тебя нет, и скучает душа моя по Тебе, и сердце мое уныло и болит, и ничто более не веселит меня, потому, что я оскорбил Господа, и Он скрылся от меня»” . Преподобный Силуан отмечает, что ощущение любви и благодати Господней теряется нами “за гордость и тщеславие, за неприязнь к брату, за осуждение брата, за зависть, за блудную мысль, за пристрастие к земным вещам” и др.

Как уже отмечалось, подобное искушение попускается Богом нечасто. Не всем православным верующим доводится испытывать такие интенсивные страдания, такую ревностную печаль “по Богу”. Это подтверждают и другие духовные писатели. Так, святитель Феофан Затворник отмечает, что искание Бога происходит у различных людей по-разному: если у одних оно “совершается ретиво, быстро, огненно”, то у других, напротив, “дело идет холодно, неспешно, многотрудно”. Архимандрит Софроний, очевидно, относится к первой группе.

Святитель Феофан с сожалением отмечает, что эта первая группа очень мала и редка, и такая предельная ревность по Богу, которая позднее была описана в творениях отца Софрония, нечасто встречается у христиан. Более часто человек, перестав чувствовать возбуждение благодати Божией, напротив, привыкает к этому, и снова происходит его падение в обычные его смертные грехи. “Чем чаще происходят сии отпадения, - пишет святитель Феофан, - тем слабее становится возбуждение, потому что к нему сердце как бы привыкает, и оно переходит в ряд обычных явлений душевной жизни.

Вместе с таким умалением, оно из чувства энергического все более и более приближается к мысли, и, наконец, переходит в одно простое помышление и воспоминание. Это помышление до поры до времени принимается с согласием, потом только терпится, хоть без неудовольствия, но холодно, без особого внимания; а затем уже становится докучливым, его спешат скорее сбыть, и, наконец, от него чувствуют неприятность и отвращение; его уже не любят, а ненавидят, преследуют, гонят. Соответственно сему, падает убеждение в необходимости лучшей духовной жизни…”

Исходя из этого, святитель Феофан настоятельно рекомендует всем верующим совершать усилия для стяжания дара благодати Божией и использовать для этого малейшие мысли о необходимости “переменить жизнь и стать лучше в своих делах и внутренних расположениях” .

Возможно, такое состояние “последнего отчаяния по Богу” подается некоторым подвижникам для большего стяжания благодати Божией. В любом случае мы не вправе отрицать того, что мы не познали.

Необходимо подчеркнуть, что отец Софроний никого не призывает пережить состояние отчаяния “по Богу”. Он лишь делится своим опытом, который ему с Божией помощью удалось пережить. При этом, хотя такая ревность по Богу, которая нашла отражение в творениях отца Софрония, и не типична для современного мира, она вдохновила немало православных христиан на продолжение своего духовного совершенствования и тем самым принесла многочисленные плоды.

Невозможность преодоления духовных препятствий собственными силами

У отчаяния, о котором пишет отец Софроний, кроме постоянной ревности по Богу и непрестанного стремления к Нему, имеется и иная причина - невозможность преодоления духовных препятствий собственными силами. “Много раз, - отмечает отец Софроний, - приходил я в отчаяние от самого себя вследствие неспособности моей пребывать постоянно в духе заповедей Христовых” .

“Видя себя не могущим преодолеть сию смерть нашими усилиями, мы впадаем в некое отчаяние о нашем спасении. Как это ни странно, но нам необходимо пережить это тягостное состояние, - переживать его сотни раз, чтобы оно глубоко врезалось в наше сознание. Нам полезен этот опыт ада. Когда мы носим в себе сию муку годами, десятилетиями, то она становится постоянным содержанием нашего духа, неизгладимою язвою на теле жизни нашей. И Христос сохранил раны от гвоздей распятия на теле Своем даже по Воскресении…”

Отчаяние, о котором говорит здесь отец Софроний, - это не отчаяние в уповании на милость и благодать Божию, характерное для губительных страстей, а отчаяние в ревностном, неодолимом стремлении достичь идеала собственными силами. Отец Софроний именует это состояние отчаянием “от самого себя” .

Каждому из нас знакомо то страдание, которое возникает от невозможности решить неразрешимое, достичь недостижимого, сделать невозможное. Само по себе это стремление не несет в себе нравственной определенности. Нравственная оценка этого стремления зависит лишь от направления нашей воли.

Прийдя к этой ситуации, мы некоторое время продолжаем делать попытки реализовать наши устремления собственными силами, но вскоре теряем их и осознаем невозможность достигнуть планируемого результата. Вот это чувство, которое обычно тоже называется отчаянием, по-видимому переживал отец Софроний.

Как отмечает С. М. Зарин, “за бурными порывами, по законам психической жизни, должна следовать реакция в виде ослабления, упадка душевной энергии. И этот упадок, действительно, наступает, выражаясь в новых аффективных состояниях печали и уныния” (а последнее, как мы уже отмечали, - родственно отчаянию).

Господь дал человеку свободную волю, и Он ожидает от нас наших собственных усилий в духовном совершенствовании. Такие усилия человека являются, в частности, одним из важнейших условий духовной брани. Поэтому в самих этих усилиях нет ничего греховного. Но эти собственные человеческие усилия имеют свои пределы. Невозможное человекам возможно Богу (Лк 18:27). Человек в процессе своего духовного возрастания рано или поздно начинает это ощущать. И особенно сильно и остро ощущали это Святые Отцы. Возникает серьезное внутреннее противоречие, которое требует своего разрешения.

Разрешение противоречия отчаяния от самого себя “по Богу”

“Благодатное отчаяние”, о котором пишет отец Софроний, отчаяние от самого себя “по Богу” находит свое разрешение в стяжании благодати Божией. Проходя через жестокое духовное страдание, через изнеможение, человек становится духовно чище, “прозрачней” для Бога.

Разрешение “благодатного отчаяния”, духовное очищение - это дар Божий. Именно Господь посылает Свой свет, Свое избавление, которого так жаждет, так истово молит душа подвижника, ощутившая невозможность стяжания благодати собственными силами и подвигами: “Далеко не радостно увидеть себя «нищим», осознать свою слепоту, - свидетельствует отец Софроний. - До великой боли страшно услышать смертный приговор себе за то, что я такой - как я есмь. Однако в глазах своего Создателя я блажен именно за познание своего ничтожества (ср. Мф 5:3).

Я должен увидеть Христа «как Он есть», чтобы сопоставить себя с Ним, и из сего сравнения ощутить мое «безобразие». Сильным было и еще остается мое отвращение от самого себя. Но из этого ужаса родилась во мне молитва особого отчаяния, погружавшая меня в море слез. Я никак не видел тогда путей к моему исцелению; мне казалось, что мое уродство не может преложиться в подобие Его красоте. И эта безумная молитва, потрясавшая все мое существо, привлекла ко мне сострадание Бога Всевышнего, и Его Свет воссиял во мраке моего бытия. Через ад моей безнадежности пришло небесное избавление…”

Многие Святые Отцы и подвижники говорили о помощи Божией, которая приходит в самые тяжелые и ответственные минуты жизни, связанные, в частности, с отказом от опоры лишь на собственные силы и с упованием на Бога. Так, святитель Игнатий (Брянчанинов) подчеркивает: “Суетен и бесплоден крест свой, если, чрез последование Христу он не преобразится в крест Христов” . “Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает своим. Когда же он преобразится в крест Христов, то получает необыкновенную легкость” .

Получив помощь Божию и ощутив Его благодать, подвижник не останавливается на этом. Получив передышку в духовной брани и духовный опыт осуждения себя, он, как пишет отец Софроний, “снова идет стоять над пропастью” .

“Держи ум твой во аде и не отчаивайся”

Преподобный Силуан Афонский получил от Господа откровение: “Держи ум твой во аде и не отчаивайся” . Для обычного человека, в том числе и верующего, держание ума во аде невыносимо. Однако, непрестанно творя молитву за весь мир, подвижник постепенно приобретает способность погружаться во ад, не впадая при этом в состояние отчаяния. Не нужно отчаиваться, свидетельствует об этом преподобный Силуан, “ибо Господь безмерно милостив и любит нас” .

Как отмечает отец Софроний, держать ум свой во аде и не отчаиваться могут лишь немногие. “От постоянного пребывания в этом подвиге, - пишет он, - душа приобретает особую привычку и выносливость, так что память об аде настолько усваивается душе, что становится почти неотходною. Необходимость такого постоянства вызывается тем, что человек «в мире живущий и плоть носящий» непрестанно подвергается влияниям окружающего его греха, от которого, как бронею, защищается душа тем, что смиряется даже до ада преисподнего”.

Подвижник особым внутренним движением сходит душой в ад, и адский огонь попаляет и выжигает в нем страсти.

Поясняя откровение преподобного Силуана “Держи ум твой во аде и не отчаивайся”, архимандрит Софроний (Сахаров) пишет: “Держать себя во аде для него не было новым. До явления Господа он [старец Силуан] пребывал в нем. Новое в указании Божием - «и не отчаивайся». Прежде он дошел до отчаяния; ныне снова, после многих лет тяжелой борьбы, частых богооставлений, он переживал часы если и не отчаяния, то все же близких к нему страданий. Память о виденном Господе не допускала его до последнего отчаяния, но страдания от потери благодати бывали не менее тяжкими. Вернее, то, что он переживал, тоже было отчаянием, но иного рода, чем первое. В течение стольких лет, несмотря на все труды, предельно доступные его силам, он не достигал желаемого и потому терял надежду когда-нибудь достигнуть его”.

“Блаженный старец Силуан говорил, что многие подвижники, приближаясь к состоянию, необходимому для очищения от страстей, отчаиваются и потому не могут пойти дальше. Но тот, кто знает, что «Господь много нас любит», избегает губительного действия последнего отчаяния и умеет мудро стоять на грани его, так что и силою адского пламени пожигает в себе всякую страсть, а вместе и жертвою отчаяния не становится” . Сам преподобный Силуан, как об этом свидетельствует архимандрит Софроний, иногда, в начале своего духовного подвига, тоже впадал в отчаяние, но, по милости Божией, выходил из него “с пользой” .

По словам отца Софрония, старец Силуан погружался во ад, но, “возвращаясь к памяти любви Божией, он избегал отчаяния” . При этом “совмещаются предельное, выносимое естеством человеческое страдание с предельным, выносимым человеческим естеством блаженством” .

Архимандрит Софроний пишет, что многие подвижники “прошли через болезненность душевных колебаний, - чрез терзание совести от сознания своей порочности и неправды пред Богом, - чрез губительные сомнения и страдальческую борьбу со страстями. Они познали состояния адских мучений, тяжкий мрак отчаяния, неподдающуюся описанию тоску и горестность богооставленности” . И в этой борьбе они породили бесценный опыт духовной брани и смирения. По свидетельству преподобного Силуана Афонского, “Господь научил меня держать ум во аде, и не отчаиваться, и так смиряется душа моя” .

В заключение хотелось бы еще раз процитировать слова архимандрита Софрония, которые могут подвести итог всему вышесказанному: “Господь дал мне благодать отчаяния; и даже больше сего: святую ненависть к моему греху, то есть ко мне, к самому себе, сросшемуся с грехом, смрад которого подобен ядовитому газу. Исцелиться своими усилиями - невозможно. При полном отчаянии от самого себя, как я есмь, единственно, что остается, - броситься к Богу с безнадежной надеждой”.

Все больше и больше людей задаются вопросом, как не впасть в отчаяние. Поиск ответа ни к чему не приводит, ведь ответ на него лежит глубоко в подсознательном. И своими силами, то есть сосредоточением на себе и своей проблеме, отчаяние не победить. Бороться с отчаянием в одиночку намного сложнее, тем более если нет четкого понимания причин отчаяния или уныния.

Кажется, что выхода нет. Кругом одно отчаяние, и ты на грани. Остается лишь затаить дыхание и обреченно шагнуть вниз, в вакуум, в полное отчаяние. И остаться там, может быть, навсегда…

Психология отчаяния

Состояние отчаяния - очень тяжелое чувство, с ним нелегко жить. В современном мире с его бешеным темпом множество людей находятся на грани отчаяния. Они спрашивают себя или профессионалов психологии - как не впасть в отчаяние, продолжать жить, бороться, искать решение проблем?

Чтобы разобраться в причинах, откуда появляется отчаяние у человека, и найти ответ на вопрос, как не впасть в отчаяние, будучи на грани, сначала надо определить, а что же такое отчаяние.

1. Отчаяние - это прежде всего эмоциональное состояние. Также это может быть глубокая эмоция горького разочарования в жизни и всего с нею связанного. Например, человек неоднократно прилагал усилия и не добился результата.

2. Отчаяние имеет в своей основе глубокий дискомфорт и сильнейшее неудовлетворение какой-либо жизненной ситуацией или всем миром в общем.

3. Отчаяние подразумевает под собой отсутствие мотивационного фактора: состояние апатии, неспособность преодолевать жизненные трудности и незнание, как это делать.

Таким образом, отчаяние как эмоция - результат ощущения недовольства жизнью от ее непонимания, оно глубоко связано со всеми функциями жизнедеятельности человека. При длительном воздействии может привести к депрессии.

Человек впадает в состояние сильнейшего отчаяния или находится в состоянии тоски, глубокого уныния - как результата неудовлетворенности жизнью. При отчаянии у человека появляется нужда в безотлагательной психологической помощи.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана точно определяет, откуда возникает отчаяние у человека. Кроме того, объясняет, какие люди склонны пребывать в состоянии отчаяния длительно, а кто может испытывать ежеминутное отчаяние из-за любых событий. А самое главное, дает ответ на вопрос, как не впасть в отчаяние или как его побороть.

Откуда у человека появляется состояние отчаяния

Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что любой человек имеет индивидуальные врожденные свойства, которые определяют роль этого человека в обществе и способ получения удовольствия от жизни.

Таким образом, человек, рожденный и устремленный к материальному и социальному успеху, может испытать отчаяние в случае потери своего имущества или социального статуса. Таких людей системно-векторная психология определяет как обладателей кожного вектора. Они направлены на покорение вершин, и если случается какая-то неурядица, в большинстве случаев это будет мотивацией преодолеть проблему и найти выход из нее любым путем.

Люди с кожным вектором обладают очень быстрой реакцией и гибкостью ума, что делает их адаптивными в любых жизненных ситуациях. Если же отчаяние наступает, вряд ли человек с кожным вектором будет долго пребывать в этом состоянии. Скорее всего, постарается как можно быстрее решить проблему. «Возникло отчаяние - что делать? Понятно - искать выход!»

Другая категория людей, которые могут испытать отчаяние, - это люди с анальным вектором. Сами по себе достаточно стабильные - хранители традиций, дружбы и уважения - им не нравятся перемены. Их можно привести в отчаяние, если постоянно перебивать, дергать, не давать спокойно закончить дело. Также они очень ценят свою семью и все, что с ней связано, поэтому потеря семьи может привести их в отчаяние.

Когда отчаяние больше, чем человек

Кроме этого, системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает еще два типа отчаяния, которые могут быть непреодолимы и привести к плачевным последствиям.

Первый тип отчаяния возникает на основе потери или разрыва эмоциональной связи с близким человеком, животным или даже неодушевленным предметом. Это зависит от уровня развития свойств. Так ощущают мир люди со зрительным вектором. По своей природе самые чувственные, эмоциональные и чуткие. Они способны любить «до безумия» и даже пожертвовать жизнью ради любви.

Когда человек со зрительным вектором теряет объект своей любви, он может впасть в состояние глубокого уныния и тоски. Чтобы привлечь к себе внимание, может даже попробовать инсценировать самоубийство, не имея намерения завершить это действие.

Для людей со зрительным вектором очень важно переживание разнообразных и ярких эмоций. Они, как никто другой, способны прочувствовать и передать любую эмоцию во всей ее красе и интенсивности. Люди со зрительным вектором обычно не задаются вопросом, как не впасть в отчаяние, как таковым. Они впадают в отчаяние только при разрыве своих эмоциональных связей и невозможности их восстановления.

Когда такой человек теряет любимого, приходит в отчаяние и считает, что больше нет смысла жить без него или без нее - обычно наступает длительный период уныния и тоски, слез и утешений, после которого можно попытаться снова привести свои эмоции в порядок, создав новую эмоциональную связь с другим человеком. При этом боль потери может остаться навсегда, притупившись и потеряв свою первоначальную остроту.

Самый сложный случай отчаяния - это отчаяние в звуковом векторе. Здесь, как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, отчаяние граничит с безысходностью. Уныние, темнота, незнание, куда идти, не хочется жить. И глубокая депрессия. Это постоянное состояние на грани - «сейчас сорвусь». Нет сил больше бороться с чувством отчаяния, искать выход из ситуации. «Как надоел этот суетный мир и бессмысленное проживание в нем!». Вот это состояние истинного отчаяния.

Настоящее, сокрушительное, неподъемное отчаяние и чувство полной неудовлетворенности жизнью, что бы ты ни делал, - это отчаяние в звуковом векторе. Некоторые ищут облегчения в алкоголе, наркотиках. Не помогает. Или помогает, но только лишь на короткое время. Потом пустота одиночества и чувство отчаяния возвращаются с еще большей зудящей силой.

По сути, только люди со звуковым вектором по-настоящему задумываются о смысле отчаяния - о том, как не впасть в это состояние и как из него выйти.

Отчаяние: что делать, если возникла проблема

Мы рассмотрели четыре типа отчаяния или похожих на эту эмоцию состояний, с точки зрения системно-векторная психология Юрия Бурлана:

Отчаяние в кожном векторе - от больших финансовых потерь или лишения социального статуса;

Отчаяние в анальном векторе - от потери семьи как главнейшей ценности и жизненного приоритета;

Отчаяние в зрительном векторе - от потери глубокой эмоциональной связи;

Отчаяние в звуковом векторе - от непонимания себя и неумения реализовать свои врожденные желания и свойства.

В случае первых трех векторов беспокойство - как не впасть в отчаяние - не является их внутренним вопросом, ни жизненным приоритетом, так как чувство отчаяния для них - следствие внешних факторов, которые они не контролируют.

Что же касается людей со звуковым вектором - глядя со стороны, непонятно, почему они испытывают чувство отчаяния и безысходности «на пустом месте», то есть без явных на то причин. Итак, главное - как преодолеть или не впасть в отчаяние - что делать?

Дело в том, что природа наделила людей со звуковым вектором большим абстрактным интеллектом и огромной способностью концентрации мысли. То есть способностью создавать мыслеформы, мыслить. В силу этих заданных свойств им присуще находиться в раздумьях и получать от этого большое наслаждение.

Но бывает, по разным причинам, человек со звуковым вектором не использует весь объем своей психики или не может сконцентрироваться в данный момент своей жизни, а потому не может найти и сформулировать мысль.

И тогда на этом месте возникает фрустрация, то есть отсутствие наполнения желания и в результате - наслаждения жизнью. Человек в таком состоянии теряет способность концентрироваться на окружающем его мире, его начинают раздражать люди и шум извне. Тогда человек со звуковым вектором уходит глубоко в себя, в свои мысли, где он ищет и не находит ответ на тревожащие его вопросы.

И опять стена, выхода нет. Опять жизнь не имеет смысла. Отчаяние и разочарования - одно за другим. Бессмысленный поиск себя. Опять весь мир против, и он никем не понят.

Поэтому люди со звуковым вектором в состоянии отчаяния или близко к нему задаются вопросом о смысле своего существования. Ищут ответ, как не впасть в отчаяние или как бороться с отчаянием и его причиной, и не находят. Тогда отчаяние в звуковом векторе подкатывает незаметно, и наступает тишина…

Как не впасть в отчаяние

Уныние, попытка найти ответы в себе - все это обратная сторона медали безграничных возможностей звукового ума. Как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, любой человек способен ощутить радость в жизни и реализовать свой потенциал, а также преодолеть отчаяние, если знать и понимать собственную психику.

Итак, мы уже увидели, что только люди со звуковым вектором по-настоящему и как бы беспричинно впадают в отчаяние. Теперь посмотрим, как бороться с отчаянием, зная причины его возникновения.

Только реализация врожденных свойств может сделать любого человека счастливым. По сути, чувство отчаяния в любом векторе может быть спровоцировано негативными событиями, которые лишают человека его ценностей. Знание и понимание, какие это ценности и что послужило причиной тех или иных событий, может помочь человеку с любым вектором выйти из состояния отчаяния. Потому что понимание своих жизненных приоритетов и приоритетов других людей, их психики и желаний, которое дает системно-векторная психология, помогает бороться с чувством отчаяния.

Что же касается звукового вектора, этим людям, чтобы не впасть в отчаяние, необходимо понимание самих себя, своей психики, а также психики других людей. Для них это одно из базовых желаний - разобраться и понять сущность человека, узнать первопричину всего. Именно люди со звуковым вектором придумали науки, философию, литературу, поэзию, музыку. Это все результат поиска их ума, размышлений над вопросом «Кто я? Зачем я живу?».

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Часто читают

Люк де Клапье Вовенарг

Многие из нас в своей жизни переживали состояние полного отчаяния, при котором человек может поочередно испытывать такие чувства, как ярость, злость, ужас, страх, паника, неопределенность, неуверенность и безысходность. При этом одни люди в состоянии отчаяния больше склонны к яростной панике, другие к подавленности и апатии. Отчаяние – это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном. Оно возникает тогда, когда человек чувствует, что он оказался в тупике и не знает, что ему делать. Он не может решить какую-то важную проблему, не способен удовлетворить свою потребность, не в состоянии реализовать свое желание. И если человек откажется от дальнейшей борьбы, он впадает в отчаянное состояние. Довольно часто отчаяние приводит людей к депрессии, из которой они долго не могут выйти без посторонней помощи. В этой статье мы поговорим с вами о том, как справиться с отчаянием и вернуть себе уверенность в собственных силах.

Чтобы справляться с такими состояниями, как отчаяние, а еще лучше, вообще не допускать их возникновения, человеку необходимо знать о своих возможностях. Обычно мне приходилось наблюдать такую последовательность эмоционального состояния у отчаявшихся людей: паника, гнев, злость, затем снова паника, страх, ужас, а в конце безысходность, уныние и апатия. Это показывает, как люди вначале пытаются бороться, а потом просто сдаются и угасают. Следовательно, человеку нужно знать, какие чувства он испытывает чаще всего, когда оказывается в тупиковой ситуации и как они на него влияют. Разозлиться может каждый, каждый может запаниковать – это нормальная реакция, ее сложно избежать. Вопрос лишь в том, как научиться контролировать эту реакцию, чтобы не позволить ей погрузить вас в еще менее контролируемое эмоциональное состояние. Например, в тех ситуациях, когда человека одолевает гнев – ему необходимо возвращать себя в спокойное состояние, ловя себя на мысли, что гнев им управляет и нужно от него освободиться. То есть, необходимо перестать отождествлять себя с гневом. А когда человек испытывает страх – ему нужно начать его анализировать. Страх нуждается в изучении – чем больше вы будете о нем узнавать, тем быстрее он начнет терять свою силу. Когда же человек приходит к состоянию безысходности, ему следует подумать о тех возможностях, которые он в силу сложившихся обстоятельств приобрел. Другими словами, переживать те или иные события, при которых люди обычно впадают в отчаяние, можно иначе – не так, как вынуждают нас это делать наши мысли и чувства. Важно не позволить первичной реакции и первичным эмоциям запустить цепочку новых эмоций и негативных мыслей, которые начнут расти как снежный ком, погружая человека во все более глубокое состояние отчаяния. Ведь самое главное, что требуется человеку, чтобы не впасть в это болезненное состояние – это продолжать бороться, или, в тех случаях, когда это невозможно – принять новую реальность, смириться с ней и начать искать в ней свои радости и свое счастье.

Давайте теперь подумаем, почему же людям так сложно справиться с отчаянием, что вынуждает их поддаваться эмоциям и, по сути, самим загонять себя в тупик. Ответ, на мой взгляд, таков: они просто не обучены правильному поведению в определенных ситуациях. Отсюда и сложность с контролем тех эмоциональных состояний, которые в этих ситуациях возникают. Мы привыкли жить с надеждой и расчетом на лучшее и не любим рассматривать негативные варианты развития тех или иных событий, а значит и не подготавливаем себя морально к ним. Понять людей можно – негативные сценарии пугают и отнимают много сил на свое обдумывание. Однако прятаться от возможной проблемы – значит обезоруживать себя перед ней. Этого делать не стоит. Страху нужно уметь смотреть в глаза. Трудностям нужно уметь смотреть в глаза. Поэтому человеку нужно приучить себя видеть плохое, то, чего человек обычно боится и избегает даже в своих мыслях. Это не такая уж и сложная работа, ее можно проделать самому, а можно и с помощью специалиста, который поэтапно подведет вас к принятию тех мыслей, которых вы обычно избегаете, погрузит вас в определенные состояния и подскажет вам, как, пребывая в том или ином состоянии, следует себя вести. Другими словами, друзья, к тому, что способно повергнуть вас в отчаяние нужно быть готовым, чтобы контролировать себя в этом состоянии и вообще не впадать в него. Психологическая готовность ко всему, что может произойти в жизни, имеет огромное значение для самоконтроля. А люди обычно избегают всего, что их пугает, даже в мыслях, поэтому и не могут справиться с собой, когда что-то в их жизни идет не так.

Попробуйте поработать со своей психикой, потренируйте ее. Если вы не находитесь в состоянии отчаяния, но допускаете вероятность того, что можете с ним столкнуться, тогда задумайтесь над тем, что может оказать сильное негативное влияние на вашу жизнь, к чему вы сейчас абсолютно не готовы? Обязательно рассмотрите вариант с такой ситуацией, которую при всем желании невозможно будет исправить и постарайтесь мысленно смириться с ней. Переживите в своем воображении возможные утраты, удары судьбы, трудности, серьезные проблемы и так далее. Погрузите себя в абсолютнейший негатив. Если вам сложно вообразить себе такие ситуации, в которых вам будет очень плохо, тогда постарайтесь вспомнить что-нибудь плохое из того, что вы уже пережили в прошлом или почитайте о тех тяжелых ситуациях, в которых оказывались другие люди и поставьте себя на их место. Чем лучше вы себе вообразите такие ситуации, тем более реалистичными они будут вам казаться. Наш мозг не отличает реальность от воображения, поэтому вы можете как следует потренировать свою психику, подготовив ее к воображаемым трудностям и ударам судьбы, чтобы потом в реальности, столкнувшись с ними, не впасть в отчаяние.

Также, друзья, очень важно ни от кого не зависеть в этой жизни, чтобы не случилось такого, что кто-то не оправдал ваши ожидания. К сожалению, это проблема многих людей – которые впадают в отчаяние преимущественно из-за других людей. Например, чье-то предательство может стать для человека настоящей катастрофой и не зная, как поступить, что делать, как дальше жить, он впадет в отчаяние. Проблема здесь не столько в самом предательстве, сколько в том шоке, который испытывает преданный человек. Ведь когда мы слишком сильно сближаемся с людьми, когда начинаем от них зависеть, прежде всего духовно и психологически – мы начинаем чувствовать себя частью этих людей. Мы сливаемся с ними и не можем даже в мыслях себе представить жизни без них. А когда они нас предают – в нас что-то умирает, что-то, что связывало нас с этими людьми, с конкретным человеком. Весь наш сказочный мир рушится, и мы оказываемся на самом дне сырого, темного и грязного колодца, где впадаем в отчаяние, ломаемся и ставим на своей жизни крест. Но так быть не должно. Зависимости необходимо избегать. Я советую вам рассматривать всех окружающих вас людей, как потенциальных предателей и продумать порядок своих действий на тот случай, если эти люди вас предадут. Думайте, как вы будете жить без них, как будете сами о себе заботиться. Знаю, что это непросто и понимаю, как тяжело об этом даже думать, но этим нужно заниматься. Мы должны уметь обходиться без других людей. Люди ведь могут нас не только предать, они ведь еще могут уйти из жизни, оставив нас не по своей воле. И мы к этому должны быть готовы. Каждый должен быть готов к тому, чтобы остаться один.

Когда люди обращаются ко мне с просьбой помочь им стать более психологически устойчивыми к разного рода потрясениям, то мы с ними именно этим и занимаемся – укрепляем их психику с помощью моделирования различных негативных ситуаций, в которых эти люди могут оказаться и продумываем их план действий в этих ситуациях. В частности, я учу их жить без тех людей, жизни без которых они себе не могут представить. Так можно уберечь себя от всех тех негативных чувств, которые возникают во время отчаяния. Нужно просто пережить их заранее, научившись жить в разных реальностях.

Еще один очень важный момент, который необходимо учитывать отчаявшимся людям – это их собственное воображение. Оно может так разыграться, что в целом безобидная ситуация покажется катастрофой и повергнет человека в отчаяние. Воображение очень часто подводит людей. Они могут такого себе нафантазировать, что даже самая суровая реальность покажется раем, по сравнению с их жуткими фантазиями. Люди очень быстро поддаются негативному настрою и начинают сами себя накручивать. Чтобы этого не происходило – необходимо отвлекать свое воображение другими мыслями, нужно занять его чем-то другим, не имеющим отношение к той проблеме, с которой столкнулся человек. Знаете, чем часто полезно занимать свое воображение, когда оно пытается раздуть из мухи слона? – Чужими проблемами. Это очень полезно, потому что позволяет взглянуть на свою ситуацию другими глазами. Это своего рода сравнение своих проблем с чужими, более тяжелыми, которые доставляют людям гораздо больше страданий. Вам плохо, а другим людям может быть еще хуже. Вам тяжело, а другим еще тяжелее. У вас проблемы, а у людей их может быть в десятки раз больше, и они как-то с ними живут и даже решают их. Подумайте об этом – взгляните на жизнь шире. Тут дело не в том, что чужие проблемы, чужие трудности, чужая боль и страдания могут доставить вам радость, хотя кому-то и это греет душу, тут важен контраст между вашей жизнью и жизнью других людей – тех людей, которым еще сложнее чем вам. Ваши проблемы, ваши утраты, ваши трудности, ваша боль – должны померкнуть на фоне еще больших проблем, трудностей, утрат и боли. В этом смысл переключения внимания на чужие проблемы и чужие трудности. Пусть ваше воображение, поддавшись негативным эмоциям, раскрашивает в темные краски жизни других людей, чтобы вы легче воспринимали свою собственную ситуацию.

Ну и последнее, что лично мне помогает хорошо справляться с состояниями близкими к отчаянию – это понимание того, что все, что происходит в нашей жизни, так или иначе ведет нас к лучшему. Для кого-то это вера в лучшее, а для меня – это понимание законов жизни. Я знаю, что многим людям такую позицию принять непросто. Некоторые вещи, которые с нами происходят в этой жизни, ну никак не указывают на то, что из-за них наша жизнь изменится к лучшему. Но поверьте, во всем есть свой смысл, есть своя цель. Жизнь направляет людей в определенном направлении, поэтому нужно быть внимательным ко всем ее знакам, сигналам, урокам. В плохом часто скрывается много хорошего, только это хорошее не всегда можно заметить. Но некоторые люди замечают, поэтому никогда не падают духом, не сдаются, не отчаиваются. Не случайно же разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному. То, в чем один человек видит проблемы, другой видит возможности. Там, где один человек страдает, другой наслаждается жизнью. Те ситуации, в которых один человек сдается, другой продолжает бороться и побеждает. Жизнь мудра – она никогда не подкинет человеку орешек, который ему не по зубам. Поэтому все, что с вами происходит – это те испытания, которые жизнь уготовила именно для вас и которые вам по силам преодолеть. Не нужно бояться того, что не вписывается в ваш жизненный сценарий, не стоит из-за этого отчаиваться. Пусть жизнь идет своим чередом, не противьтесь ее воле. Лучше ищите усиленно смысл в том сценарии, который она вам предлагает. И вы его обязательно найдете. А найдя этот смысл, вы обрадуетесь всему тому, что с вами происходит.

В отчаяние многие люди часто впадают из-за непонимания той ситуации, в которой они оказались, и которая вызвала у них это негативное переживание. Они не понимают, что жизнь не всегда должна складываться по их сценарию и ее невозможно контролировать полностью, потому что мы многое о ней не знаем. Поэтому нужно уметь мириться с некоторыми вещами, не имея возможности их изменить. Борьба борьбой, но иногда и смирение необходимо. Позвольте жизни течь так, как ей надо. Не стремитесь менять все, что вам не нравится, не желайте всего, чего у вас нет – поберегите свои нервы. Ведь никто из нас не знает, как на самом деле все должно быть устроено в этом мире и в нашей собственной жизни. Наши мысли всегда бегут впереди действительности – мы хотим видеть следующий момент таким, каким он по нашему представлению должен быть и не готовы к неожиданностям. И почему-то мы считаем, что наши ожидания часто лучше той действительности, которую нам не хочется принимать. Вероятно, все дело в том, что мы не приучены жить в мире неопределенности и мыслить более ситуативно, не боясь неожиданностей. Поэтому, когда наши планы нарушаются, когда жизнь складывается не по нашему сценарию, мы можем впасть в отчаяние, вместо того, чтобы просто смириться с реальностью.

И еще мы, люди, склонны к тотальному негативному обобщению, что также укрепляет и развивает состояние отчаяния. Многие отчаявшиеся люди, с которыми мне приходилось работать, довольно часто обесценивали всю свою жизнь, считая ее неудачно сложившейся из-за тех проблем, тех неудач, тех трудностей, тех утрат, той боли, с которой они столкнулись в настоящем. Но как потом оказывалось, в действительности их жизнь была другой, намного более интересной, яркой, красочной и часто вполне счастливой. Просто люди в состоянии отчаяния начинают смотреть на все, в том числе и на свое прошлое и даже на будущее через призму негатива. У них вся жизнь становится мрачной и бессмысленной. Но в этой призме всегда есть маленькие светлые пятна, через которые можно выбраться наружу, из плена собственных мыслей и переживаний, чтобы порадоваться своей жизни и вернуть себе душевный комфорт.

Так что, друзья, что бы не произошло в вашей жизни, из-за чего вы можете впасть в отчаяние – ищите в этом позитивные моменты. Они всегда есть, поверьте мне. А если вы их не видите, тогда придумайте их – найдите позитивное объяснение всему, что с вами происходит. Я не призываю вас быть слепым оптимистом, я просто предлагаю вам шире смотреть на жизнь, чтобы вы сохраняли самообладание в любых ситуациях. И постарайтесь не попадать в ловушку обобщения. Отделяйте зерна от плевел, анализируя всю свою жизнь. Тогда вы увидите, что вам есть чем гордиться и чему радоваться.