С 1 января вводится профстандарт педагога 2017, утверждённый Правительством РФ. Это ключевой документ, в котором содержится перечень личностных и профессиональных компетенций специалиста.
Принятый документ станет основой проведения аттестации педагогов и присвоения квалификационных категорий. Его нормами будут руководствоваться, принимая на работу и формируя оплату труда. Конкретизируя знания и умения, которыми должен владеть педагогический работник, профстандарт в подробностях отображает его трудовые действия и разделяет их по модулям.
Профстандарт педагога: структура
Для создания всех профессиональных стандартов существует единая база - макет, включающий следующие пункты:
- Общая характеристика профессии. Название, деятельность работников, классификация по ОКВЭД и ОКЗ.
- Функциональная карта. Функции деятельности.
- Характеристика трудовых функций. Подробное описание знаний, умений и видов действий, которые осуществляют специалисты.
- Информация об организациях-разработчиках.
Структуру профстандарта педагога определяют две обобщенные составляющие:
- базовая («три кита» педагогической деятельности - обучение, воспитание, развитие);
- дополнительная (разработка проектов и реализация образовательных программ с учетом особенностей работы педагога).
Кроме того, профстандарт имеет два добавочных блока - «Математика» и «Русский язык». Отсюда следует, что, к примеру, квалификация учителя русского языка определяется пятью трудовыми функциями:
- Обучение.
- Воспитание.
- Развитие.
- Реализация образовательных программ.
- Блок «Русский язык».
Согласно Постановлению правительства № 584, переход на новые стандарты продолжится до 1 января 2020 года. Новый профстандарт не является жестко закрепленным, «монолитным» документом - он допускает возможность дополнения требований в зависимости от региональных особенностей и внутренних стандартов учреждений образования.
Пока же образовательные организации должны разработать поэтапный план перехода на профстандарт. Чтобы избежать ошибок при подготовке необходимой документации, примите участие в цикле вебинаров «Организация и документальное сопровождение применения профстандартов в колледже» .
В помощь руководителю! Скачайте Методические материалы по учету требований профессионального стандарта при приеме на работу (определение соответствия занимаемой должности, заключение трудового договора) в условиях применения профессионального стандарта педагога
Профстандарт для педагогов в 2017 году: новые задачи
Новый документ вводит пять дифференцированных уровней квалификации педагога. Они определяют требования к знаниям, умениям, навыкам и опыту, которые необходимы для выполнения трудовой функции. Стандарт подразумевает и перечень профессиональных компетенций. Например, для полноценной работы учителю нужно иметь восемнадцать основных навыков и умений. Особое внимание уделяется инклюзивному образованию, поддержке социально уязвимых и талантливых учеников.
Можно сказать, что современному педагогу отводится роль социального терапевта, который способен вовремя распознать педагогические и даже психологические проблемы ребенка. В сотрудничестве с узкими специалистами педагог должен выявлять и решать широкий круг проблем, возникших у обучающегося.
«Подводные камни» введения профстандарта «Педагог»
Сегодня в России более миллиона учителей. Одни из них готовы следовать новым правилам, а другие - нет. Главная проблема - отсутствие условий:
- Недостаточность материальной базы. Если школа намерена обучать особых детей, в здании должны быть предусмотрены лифты, пандусы, оборудованные туалеты и т.д.
- Дефицит узких специалистов. Чтобы педагог мог заниматься со всеми учениками, необходимы не только его знания, навыки и желание. В штат должны входить психологи, тьюторы, сурдопереводчики, дефектологи и медицинские работники.
- Нехватка методических материалов по работе с учащимися разных категорий.
- Слабая база подготовки и переподготовки учителей.
- Отсутствие процедуры аттестации, которая позволит объективно оценить усложнившуюся работу педагога и обеспечить его профессиональный рост.
- Перегруженность педагогов. Говоря о необходимости персонального подхода к каждому ученику, придется учесть, что практически все учителя сегодня работают на полторы-две ставки. Для выполнения требований стандарта нагрузка должна составлять не более двадцати часов в неделю.
- Недостаточная осведомленность представителей местных министерств и департаментов образования о том, что сегодня требуется от педагогов. Знания педагогики и психологии у руководителей минимальны.
- Возможность ухудшения отношений в педагогических коллективах. Появление системы должностей (ассистент и помощник учителя, учитель, старший и главный учитель, наставник и эксперт), по мнению многих специалистов, может негативно отразиться на системе образования и привести к оттоку кадров.
На фоне внедрения профстандарта «Педагог» все, кого он коснется, разделись на два лагеря - тех, кто уверен, что трудности преодолимы, и тех, кто называет документ очередной головной болью. Но так как от выполнения норм стандарта будет зависеть заработная плата педагога, и тем, и другим придется взяться за дело.
А пока школьной администрации необходимо разработать план поэтапного перехода на применение профстандартов и при этом учесть все изменения, которые произошли в течение 2016 года. В том числе и тот факт, что новый министр образования и науки Ольга Васильева озвучила ещё ряд нововведений в профессиональный стандарт учителя, а также перенос даты введения данного документа по просьбе педагогической общественности до 1 января 2018 года.
А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.
Закон о профессиональных стандартах педагога с 1 января 2019 года поможет этой священной профессии встать на путь развития и становления. Многие проблемы нужно решить, но главное, чтобы всё новое начало работать и приносить плоды.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
В этой статье мы постараемся осветить следующие вопросы:
- Что такое профессиональные стандарты (далее П.С.)?
- Зачем он нужен учителю?
Цель стандарта для учителя:
- структура;
- требования к кандидату;
- трудовые функции;
- профессиональные стандарты: испытания;
- адаптация к стандартам деятельности педагога;
- проблемы реализации учителями.
Что это такое
С 1.01.2017 года в России начал работать новый профстандарт преподавателя. Этот документ позволит квалифицировать соответствующие категории педагогических работников. От квалификации будут зависеть также нормы оплаты труда.
Стандарт определяет необходимые знания и навыки, которыми педагоги должны обладать. Наши родители будут спокойнее за своих детей, т.к. согласно новым стандартам каждому ребёнку будет обеспечен индивидуальный подход и защита.
Не лишним будет рассказать о применении профстандартов.
Они используются:
- работодателями при формировании политики кадров и в руководстве персоналом;
- в организации обучения;
- при аттестации сотрудников;
- в разработке ДИ;
- при тарификации работ;
- в присвоении тарифных разрядов учителям и определении систем вознаграждения труда с учетом тонкостей производства, труда и управления;
- организациями в разработке основных проф образовательных программ и дополнительных профпрограмм;
- в разработке в определённом порядке федеральных гособразовательных стандартов профобразования.
Не каждый педагог работает по призванию, но каждый учитель и наставник должен уметь не только учить предмету непосредственно, но и учить ребёнка учиться. Учитель должен помочь ученику понять, что его будущее зависит от самообразования и его стремления познать мир.
Профстандарт 2019 — это документ, который охватывает невероятно широкую область образовательной деятельности и заключает в себе педагогическую работу в областях дошкольного и общего образования, в том числе его начальной, основной и средней ступени, также содержит чёткое описание знаний и навыков.
Времена меняются и меняются требования профессиональных стандартов, связанных с их регулярным обновлением в соответствии с сегодняшними требованиями рынка труда, потребителей конкретного вида услуг и образовательной среды.
Какая цель профессионального стандарта педагога с 1 января 2019 года для учителя
Можно выделить три основополагающих пункта касательно целей П.С.:
- определение уровня квалификации педагогов;
- интеллектуальная подготовка будущих учителей;
- повышения интеллектуального уровня учителей.
Но чтобы ярко представить и понять главную цель новых правил, приведём пример выдержки профстандарта преподавателя математики и информатики. Среди профкомпетенций, которыми должен владеть преподаватель, восхищает следующее.
Учитель должен:
- благоприятствовать формированию у учеников позитивных эмоций от математической деятельности. И дальше следует подробное описание свойств предмета, за счёт которых учитель должен содействовать мотивации и результативности каждого ученика.
Какая же причина таких отношений с предметом?
Хорошо, когда учитель замечательно владеет своим предметом и может передать знания детям, но этого ещё не совсем достаточно для того, чтобы любить предмет. Вероятно, дело, и, правда, в недостатке позитивных эмоций от математической деятельности на уроке?
Естественно, не хотелось бы, чтобы введение профстандартов превратилось в формальность, и привело к очередному очковтирательству.
Видео: Компетенция педагогического работника
Структура
Новые требования к профессионализму педагога включают:
- универсальное образование (для обеспечение многофункциональности преподавательского состава);
- знание (для повышения профуровня);
- компетентность (осведомленность);
- прогрессивность (желание развивается в разных направлениях).
Очень важно, что внешний вид и стиль учителя должен вызывать уважение.
С 2019 года П.С. имеет четкую структуру, состоящую из трех основных направлений:
- обучение;
- образование;
- развитие.
Наибольшее количество вопросов вызывает раздел «развитие», который ставит педагога в ситуацию, когда вместе с узкопрофильными специалистами - логопедом, школьным психологом, ему необходимо выявлять и решать возникающие проблемы учеников, круг которых довольно широк.
Увеличение зарплат учителей влечёт за собой массовые сокращения школьных врачей, психологов, дефектологов. Такие суровые реалии осложняют ситуацию.
Требования к кандидату
Существуют строгие условия соответствия для педагога, зафиксированы в новых П.С.:
- обязательность высшего образования по педагогическому профилю (приветствуется также наличие высшего образования по профилю предмета, который преподаёт учитель, дополненного образования в области преподавательской деятельности);
- отсутствие факторов, которые могут быть противопоказанием к допуску к учительской работе (дети не должны подвергаться риску нанесения вреда их физическому или психологическому состоянию);
В то же время, данный нормативно-правовой акт не содержит требований к профессиональному опыту кандидата. Следовательно, на должность учителя может быть принят как работник с опытом в этой сфере, так и неопытный специалист, который не так давно окончил учебное заведение.
Трудовые функции
Стандарт, утвержден приказом Министерства труда № 544-н, содержит описание общих функций, которые принадлежат различным категориям специалистов — педагогов.
Такой специалист может занимать должность учителя или воспитателя и осуществлять образовательную работу в организации, предоставляющей услуги дошкольникам или услуги общего образования.
В любом случае, сотрудник должен иметь навыки осуществления таких функций:
- обучение детей — воспитанников или учеников;
- воспитательный труд с подопечными;
- применение развивающих методик;
- реализация образовательных программ должного уровня обучения.
Профстандарт учителя 2019г. дает точное представление о требованиях, которым должен соответствовать соискатель такой позиции. Перечень может быть дополнен при наличии интереса со стороны обучающихся.
Тестирование
При тестировании в сорока трёх субъектах федерации удалось добиться отличных результатов по каждому пункту, о чём свидетельствовали улучшения всех показателей по выводам разработчиков. Это позволило чиновникам принять решение о введении новых стандартов уже с января 2019 г.
Не исключена возможность уточнения новых требований с учетом региональных, культурных и других особенностей, в зависимости от конкретного места их применения.
Планируется, что в будущем положения профстандарта будут применяться не только при урегулировании деятельности педагогов, а также при обучении и переобучении грядущих специалистов в образовательных учреждениях разного уровня.
Адаптация
Важнейшей задачей на сегодня является адаптация к новым стандартам деятельности педагога. Принципиально новым является то, что учителям отводится роль своеобразных социальных терапевтов, которые должны диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.
Компетентность дифференцируется на три уровня:
- обще пользовательская;
- общепедагогическая;
- предметно-педагогическая.
Особых трудностей для понимания и постепенной адаптации учителей к установленным требованиям не наблюдается. На самом деле, расширяются компетенции педагогического работника, который обладает навыками педагога, психолога, дефектолога, детского логопеда.
В общем, если хотите, «школьного врача», который умеет обращаться с проблемными детьми и находит подход к каждому учащемуся, тем самым увеличивая размер своей зарплаты.
Проблемы реализации
Наряду с положительными прогнозами, тестирование выявило серьезные проблемы:
- отсутствие благоприятных условий для выполнения новых требований;
- возросшие нагрузки;
- сложности с материально-техническим обеспечением школы: оснащение учебных классов и кабинетов с компьютерами, благополучия учащихся.
Насущные вопросы нужно решать большими усилиями, но ведь наши дети того стоят!
Профстандарты для педагогов 2017 года — новое явление в российском трудовом праве. Посмотрим же, что конкретно государство планирует внедрить в этой области и для каких педагогических профессий будут действовать профессиональные стандарты с начала 2017 года.
Цели введения Минтрудом профстандарта педагога
С июня 2016 года в России началось введение профессиональных стандартов — документов, подробно описывающих уровень квалификации, который должен иметь каждый из перечисленных в них работников. По состоянию на июль 2016 года утверждены стандарты для более чем 30 направлений деятельности — и на первом месте среди них стоит сфера образования.
Причиной для введения министерством профессиональных стандартов послужило неудовлетворительное положение, сложившееся при определении квалификации, которую должны иметь работники в тех областях, которым государство уделяет особое внимание. Действующие до принятия профстандартов нормы имеют лишь рекомендательный характер и не всегда применяются на практике. К тому же некоторые из описаний профессий в сфере образования были утверждены более 20 лет назад и попросту не соответствуют современной ситуации.
Одним из способов исправления того положения, что сложилось сейчас, государство и лично президент видят как раз утверждение общеобязательных стандартов для тех, кто работает в педагогической области. Введение профстандартов для педработников позволит решить сразу несколько вопросов:
Точно определить, какую именно квалификацию должен иметь педагог.
Обеспечить нужную подготовку будущих работников этой области.
Уведомить педагогов о требованиях, которые будут к ним применяться.
Привлечь самих учителей, воспитателей и преподавателей к повышению уровня образования в России.
Обязательное применение педагогических профстандартов начнется с 1 января 2017 года.
Общая характеристика профессиональных стандартов для педагогов
В целом профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от которого зависит:
возможность конкретного человека работать в педагогической сфере;
размер оплаты труда;
порядок исчисления стажа;
определение размера пенсии;
планирование карьеры педагогического работника.
Одним словом, профстандарт педагога — это документ, который не только устанавливает основные требования к квалификации педагога, но и дает общее определение деятельности, которую ведет этот работник.
В целом профстандарт является рамочным документом и при необходимости дополняется требованиями, утвержденными в регионах с учетом местных особенностей. Кроме того, внутренние стандарты учреждения образования тоже могут содержать дополнительные требования к педагогическому работнику.
Проект профессионального стандарта педагога 2013 года, профстандарты педагогических работников 2014, 2015, 2016 и 2017 годов
Разработка профстандартов для педагогов началась задолго до даты их планируемого внедрения. Первым из утвержденных проектов в этой области стал общий профстандарт, определяющий профессию, — «Педагог». Он был принят в декабре 2013 года.
Этим документом установлен перечень трудовых функций для учителей, воспитателей и преподавателей с разбиением на несколько категорий:
дошкольное образование (для детей младше 7 лет);
начальное образование (1-4 классы);
основное образование (5-9 классы);
среднее (до 11 класса).
В данном случае речь идет о преподавателях, работающих в сфере общего образования, на которое вправе рассчитывать каждый ребенок в России. Профессиональное образование описывается отдельными нормативными документами.
В 2014 году никаких профстандартов для педагогических работников не принималось, в 2015 же Минтруд утвердил сразу 3 профессиональных стандарта:
для педагога-психолога;
педагога, работающего в области дополнительного образования (как детей, так и взрослых);
педагога, занимающегося профессиональным обучением.
С июля 2016 года профстандарты стали обязательными, однако для педагогов было сделано исключение — их внедрение должно начаться лишь с начала 2017 года.
Содержание и структура заполненного профессионального стандарта педагога
Все профстандарты разрабатываются по единому макету, который был утвержден приказом Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013. Согласно этому приказу профессиональные стандарты для любых работников, в том числе и для педагогов, должны состоять из следующих частей:
Общая характеристика профессии. Здесь указывается, как именно называется профессия, какую конкретно деятельность осуществляют работники, занятые ею, а также ее классификация по ОКВЭД и ОКЗ.
Функциональная карта. В этом разделе описываются те функции, которые входят в педагогическую деятельность.
Характеристика трудовых функций. Здесь каждая из обобщенных трудовых функций (фактически направлений деятельности) подробно описывается с указанием требований, предъявляемых к квалификации педагога. Также здесь описываются знания, умения и конкретные виды действий, которые осуществляет преподаватель, воспитатель или учитель.
Сведения об организациях-разработчиках.
Конкретное же наполнение для каждого из профстандартов зависит от того, для какой конкретно педагогической профессии он составлен.
Профессиональный стандарт – понятие уже не новое, но все еще малоизвестное. О том, что такое профстандарты, какие изменения трудового законодательства вступят в силу в 2017 году и как HR-у работать с профстандартами, поделились эксперты портала в материале.
Из материалов этой статьи вы узнаете:
Все виды квалификации, которая необходима работнику для качественного выполнения его должностных инструкций, теперь можно охарактеризовать одним простым словом – профстандарт. Это понятие внесено в Трудовой кодекс нашей страны и уже является обязательным для многих профессий.
Профессиональные стандарты представляют собой комплексное описание требований к специалисту. Это сочетание требований к знаниям, профессиональным навыкам, умениям и опыту работы на аналогичных должностях. Списки требований к определенным профессиям утверждены на государственном уровне и постепенно становятся обязательными для многих профессий.
Какие профстандарты вступают в силу в 2017 году
Большая часть профстандартов была сформулирована еще несколько лет назад, когда законодатели только начинали продвигать идею стандартизации навыков, необходимых для представителей различных профессий. Основная часть из них вступила в силу до 2017 года, а некоторые из них станут обязательными с 1 января 2017 года. В первую очередь это касается педагогов , занятых работой в любых учебных или спортивных учреждениях (поскольку тренеры и фитнес-инструкторы также относятся к категории педагогов). Профстандарт для педагогов был разработан и утвержден еще в 2015 году, однако по ряду причин его введение было решено отложить до 2017 года.
Профессиональные стандарты требуют определенного набора знаний и умений:
- от педагогов, занятых работой в дошкольных учреждениях;
- от педагогов коррекционных школ;
- от школьных учителей;
- от преподавателей училищ, лицеев, колледжей и других средних профессиональных или специальных учебных заведений;
- от преподавателей ВУЗов;
- от спортивных тренеров и педагогов дополнительного образования.
Как HR-у работать с профстандартами в 2017 году
Профстандарты оказывают влияние практически на все сферы деятельности отдела кадровой политики. Их необходимо учитывать:
- при подборе и найме новых сотрудников;
- во время разработки должностных инструкций;
- в процессах управления персоналом ;
- при планировании обучения и профессионального развития специалистов;
- во время разработки системы оплаты труда;
- во время разработки системы материальной мотивации;
- при присвоении тарифных разрядов работникам (если таковые приняты в организации);
- при проведении оценочных мероприятий или профессиональной аттестации работников.
Если нормативные акты предусматривают наличие профессионального стандарта для работников определенной профессии, его применение становится обязательным для работодателя. Однако это касается только строго определенного круга профессий, в то время как основная часть профессиональных стандартов носит рекомендательных характер. Это означает, что применение профстандартов должно происходить с учетом специфики труда, т.е. работодатель должен включить в состав должностных инструкций основные характеристики, предусмотренные в профстандарте для представителей данной профессии.
Профессиональные стандарты обязательны к применению:
- в случае, если с выполнением трудовых обязанностей по данным профессиям связаны определенные ограничения или предоставление льгот (компенсаций);
- в случае, если требования к квалификации работников определенных профессий четко установлены законом и являются обязательными.
Для представителей всех остальных профессий применение профстандартов пока не является обязательным. Таким образом, совершенствование системы управления персоналом необходимо осуществлять с использованием должностных инструкций, максимально приближенных к требованиям профессиональных стандартов, однако отступление от этих стандартов на сегодняшний день не может быть расценено как нарушение законодательства.
Читайте по теме в электронном журнале
Как оценивать квалификацию сотрудников на соответствие профстандартам
С 1 января 2017 года в силу вступает закон, регламентирующий порядок проведения независимой оценки квалификации работников. Согласно этому закону, оценочные мероприятия смогут проводить только специальные организации, получившие государственную аккредитацию.
Оценка квалификации будет происходить на добровольной основе. Чтобы работодатель смог направить сотрудника на оценку, ему необходимо закрепить порядок направления сотрудников на оценочные мероприятия в коллективном или трудовом договоре, а также получить от работника письменное согласие. Кроме того, работодатель должен предоставить работнику оплачиваемый выходной в день проведения аттестации.
Оценка будет осуществляться на платной основе. Если инициатором оценки является сам работник, то после прохождения и оплаты аттестации он вправе воспользоваться дополнительным социальным налоговым вычетом (уменьшить сумму удерживаемого НДФЛ). Если инициатором аттестации будет работодатель, то расходы на оценку можно списать в качестве прочих расходов для целей налогообложения.
Пройти оценку квалификации на соответствие профстандартам сможет любой совершеннолетний гражданин РФ или иностранный рабочий.
Изменили лист оценки и Положение об аттестации так, чтобы учитывать профстандарты
Татьяна Паклинская, начальник отдела подбора и развития персонала «Балтийского завода – Судостроение» (Санкт-Петербург)
Раньше во время оценки мы измеряли, обладает ли сотрудник нужными знаниями, какие у него обязанности. В лист оценки мы заносили только эти пункты. Теперь, когда появились профстандарты, я и мои HR-ы включили в лист оценки строки «Образование» и «Практический опыт». Обязанности мы подправили так, чтобы они соответствовали стандарту. Также мы внесли изменения в Положение об аттестации. На это ушло три месяца – требовалось разъяснить, что такое профстандарты, утвердить правила оценки.
Можно ли увольнять сотрудников, которые не соответствуют профстандартам, в 2017 году
Даже если по результатам оценки работник не смог подтвердить уровень своей профессиональной квалификации и соответствие профстандарту, его нельзя законно уволить. Кроме того, работодатель не имеет права отказывать кандидату в приеме на работу, ссылаясь на отсутствие у соискателя свидетельства о соответствии профессиональному стандарту.
В случае, если применение профессиональных стандартов является обязательным для работников предприятия, но игнорируется руководством компании, трудовая инспекция вправе выдать предписание об устранении нарушений и выписать штраф. Если применение профессиональных стандартов обязательным не является, то оснований для привлечения работодателя к ответственности также нет.
Полезные статьи: